Алелюхин Алексей Васильевич Алексей Алелюхин родился 30 марта 1920 года в
селе Кесова -
Гора Калининской области (Россия), в семье рабочего. В начале 30-х гг.
семья
переехала в Подмосковье, где он закончил 7 классов и поступил работать
на
фабрику. Вечерами Алексей занимался в планерной школе. В Советской Армии
с 1938
года. Призван Мытищинским РВК Московской области. Был принят в
Борисоглебскую
военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1939 г.
Алелюхин начал свою
службу в частях Ленинградского военного округа. В октябре 1940 г.
был переведен в
Одессу, в 69-й иап.
В
условиях катастрофы приграничных авиационных частей первых
дней войны 69-й иап, в котором воевал Алелюхин, не только сохранил
боеспособность, но вел активные наступательные действия, нанося
бомбо-штурмовые
удары по войскам противника на его территории.
За
три месяца боев под Одессой А. Алелюхин совершил 183
боевых вылета на И-16, провел 56 штурмовок, в одной из которых ему
удалось
обнаружить и уничтожить орудие крупного калибра. Это был настоящий
поединок со
смертью. Штурмовка наземных войск на истребителе была опаснейшим видом
боевой
деятельности. У большинства асов их общее количество не превышает
двух-трех
десятков...
В
то кровавое лето проявился его характер: в одном из вылетов
Алелюхин был ранен, в другом - приземлил заглохшую машину у самой линии
фронта.
Именно тогда подал заявление в партию и, упросив оставить его в полку
после
ранения, летал с кровоточащей раной на боевые задания.
На
третий день войны открыл счет своих побед - в составе
звена сбил над аэродромом бомбардировщик Не.111. Спустя несколько дней, в
небе
Одессы одержал и первые личные победы. На его груди засверкал Орден
Красного
Знамени.
Осенью 1941 года
69-й ИАП, в котором служил Алексей
Алелюхин, был перевооружен с И-16 на новые истребители - ЛаГГ-3.
Алелюхин одним
из первых поднял в небо эту машину. В свой третий или четвертый вылет,
когда
весь состав полка наблюдал за стартовавшим истребителем, он прошел вдоль
линейки самолетов и на высоте 50
метров выполнил полный
набор пилотажных фигур: петлю,
иммельман с полуторной бочкой, переворот, штопор, ранверсман...
Годовщину
войны летчики полка встретили в тяжелых боях на
только что созданном Сталинградском фронте в условиях господства в
воздухе
немецкой авиации, сконцентрировавшей свою основную мощь на этом
направлении
(1200 самолетов против 300 советских). Именно здесь Алелюхин одержал
свою самую
памятную победу. Его одиночный самолет был атакован четырьмя Ме-109, и
он 6 раз
(!) отрывался от преследователей отвесным, до самой земли, пикированием.
Во
время одного такого "отрыва" ему удалось сманеврировать, пропустить
вперед немца и сбить его. Интересно, что Герхард Баркхорн, ас ╕ 2
Люфтваффе,
воевавший тогда на том же направлении, вспоминал позднее сорокаминутный
бой с
одиночным "лаггом", который так и не удалось сбить... Вернувшись из
того боя, Алелюхин, хоть и не был ранен, не смог самостоятельно
выбраться из
машины: стольких сил потребовал поединок от крепкого 22-летнего парня.
Осенью
1942
г. полк был
перевооружен, теперь уже на Як-1, пополнен и
в конце ноября вновь брошен в пекло великой Сталинградской битвы,
достигшей к
тому времени своей кульминации. Именно тогда летчик велел покрасить
красным
капот своего "яка", а фюзеляж с обеих сторон украсила черная пантера.
Яркая
раскраска была вызовом: такой самолет стерегли
"охотники", по нему старались нанести первый удар, это был риск,
лишний шанс боя и возможность новой победы. Здесь, под Сталинградом,
Алелюхин
был назначен комэском, за 11 личных и 6 групповых побед удостоен звания
Героя
Советского Союза. Черную пантеру пришлось закрасить, а вот красный капот
остался, перешел позднее на нос "кобр" и "лавочкиных" как
цвет эскадрильи Алелюхина, синий стал цветом эскадрильи Ковачевича, а
желтый -
Амет-хана. ...Свою новую машину, теперь "Аэрокобру", Алелюхин
"обновил" в первом же боевом вылете. Вот как сам он описал этот бой:
"Издали я увидел две шестерки Ю-88. Прикрытия поблизости не было. Какая
самонадеянность! - подумалось мне.
В
атаку! - приказал я по радио своим ведомым. Дав полный
газ, пошел первым. Следом за мной устремились и остальные летчики.
Развернувшись в лучах солнца, мы пристроились в хвост бомбардировщикам
фашистов, которые, по-видимому, приняли нас за своих. Обман удался! С
короткой
дистанции я поймал "юнкерс" точно в прицел, нажал на гашетку, и
снаряды прошили его. "Юнкерс" взорвался и рухнул на землю. Тут же мой
самолет вздрогнул от взрывной волны. Впереди меня загорелись и пошли к
земле
еще два фашистских бомбардировщика".Читать дальше...
Ангаретис
Зигмас Ионович Активный участник Октябрьской революции в
Петрограде Зигмас
Ионович Алекса был одним из организаторов и руководителей
Коммунистической
партии Литвы.
Андре Соломон Август Родился в Гренне, в Швеции, в
семье аптекаря. Рано оставив
школу, Андре уехал в Стокгольм, где вскоре поступил в Высшую техническую
школу,
которую окончил в двадцать лет, и стал инженером. Два года спустя он
уехал в
США, где познакомился с основами воздухоплавания. Вскоре Андре
возвратился в
Швецию, а в 1882 г.
принял участие в первом Международном полярном годе и провел свою первую
зимовку на шведской метеорологической станции на Шпицбергене.