Амосов Иван Афанасьевич родился 12 ноября 1800 года в семье моряка-штурмана А.П. Амосова — младшего брата известных русских кораблестроителей О.П. Амосова и И.П. Амосова. В 1811 году, с согласия родителей, И.П. Амосов определил своего племянника в младший класс Училища корабельной архитектуры. Здесь И.А. Амосов познакомился с С.О. Бурачеком в последствии также талантливым ученым-кораблестроителем. После окончания училища в 1818 году они оба были оставлены для преподавания в младших классах. Желая получить практический опыт строительства кораблей, вскоре И.А. Амосов переводится на Кронштадтскую верфь, где участвует в ремонтных работах на фрегатах. Через три года его производят в помощники корабельного мастера, а в 1823 году переводят в Главное адмиралтейство "иметь смотрение за черчением чертежей". На новом месте талант Амосова раскрылся во всей полноте. Он участвует в создании 84-пушечного корабля "Гангут", затем 110-пушечного корабля "Император Александр I". После того, как совместно с К.А. Глазыриным им в 1832 году был построен 56-пушечный фрегат "Прозерпина", Амосову доверяют руководить строительством больших кораблей на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге.
Для изучения опыта строительства паровых судов Амосова
направляют в Англию, а затем в Америку. После возвращения в Россию Амосова
назначают управляющим Охтинской верфью.
Здесь в 1832-1850 годах Амосовым было построено несколько
десятков различных военных кораблей, в том числе 74-пушечные корабли
"Фершампенуаз", "Константин", "Выборг" и
знаменитый 56-пушечный фрегат "Аврора". Зарубежная печать отмечала в
то время, что корабли типа "Фершампенуаз" являются высшим достижением
не только русского, но и мирового кораблестроения. За разработку проекта этого
корабля И.А. Амосова награждают орденом Святого Владимира 4-й степени довольно
редкой награды у кораблестроителей.
В 1846-1848 годах он руководил постройкой первого в России
парового одновинтового фрегата "Архимед". В ходе работы над паровыми
судами Амосов спроектировал 3- и 4-лопастные гребные винты и предложил
двигательную систему, состоящую из 2 машин и 2 винтов. Одновременно он
исследовал силы, действующие на винт, взаимодействие винта с корпусом судна,
гидродинамические характеристики винта. Им разработана методика проведения
ходовых и швартовых испытаний строящихся судов. С середины XIX века Охтинская верфь полностью переходит
на строительство винтовых пароходофрегатов.
И.А. Амосов является автором ряда оригинальных методов
соединения элементов корпуса кораблей, оптимального сочетания продольной и
поперечной систем набора корпуса, учитывающего специфику вооружения корабля,
вибрационной и динамической нагрузки, особенно при артиллерийской стрельбе.
В 1860-1873 годах И.А. Амосов — инспектор-кораблестроитель
работ Кронштадтского порта. Здесь он продолжает усовершенствовать конструкции
корабельных систем и отдельных устройств. В 1872 году ему присваивают генеральский чин.
И.А. Амосов скончался в 1878 году.
По материалам:
www.strelna.ru