Давид Строитель, Давид IV Георгиевич (р. около 1073
— умер январь 1125), грузинский царь (с 1089) из династии Багратиони. Крупный
государственный деятель, способствовавший объединению грузинских княжеств в
единое централизованное государство.
Вступил он на престол очень рано - в 16 лет, приняв
корону от своего еще не старого отца, который не вынес тягот правления
разоренной и опустошенной захватчиками страной. Житие царя Давида показывает
нам не только пример веры, смирения, трудолюбия и иных христианских
добродетелей, но и выдающуюся государственную мудрость. За время своего
царствования он, с Божьей помощью, вывел Грузию из состояния полной разрухи,
объединил страну, изгнал захватчиков, исправил нестроения в Церкви,
реорганизовал структуры управления государством, упорядочил финансы, создал
регулярную армию и еще многое другое сотворил, оставив страну независимой и
сильной.
Печальное зрелище представляла собой Грузия в 80-е
годы XI
века. По всей стране хозяйничали турки-сельджуки, которые селились в равнинах,
превращая плодородные земли в пастбища для скота, вытесняя население в горы.
Как пишет летописец, "разорена была Картли, и кроме как в крепостях, не
было жителей нигде, и не было строений никаких". Царь вынужден был платить
туркам дань. Некоторые высокородные князья, видя слабость царской власти,
верности царю предпочитали переговоры с захватчиками.
Вступив на престол (это произошло в 1089 г.), юный
царь начал кропотливую работу по воссозданию армии. Не зная покоя, умножал и
снаряжал войско, обучал воинов. Постепенно расширялась территория,
контролируемая царем. Народ возвращался в покинутые дома, своевольные князья
присмирели. Надо сказать, деятельности царя способствовали некоторые
внешнеполитические обстоятельства. В 1092 г. скончался великий султан
сельджуков Малик-шах, и их государство распалось на множество небольших
эмиратов. А в 1099 произошло еще одно очень важное событие - начались Крестовые
походы, которые существенно сковали силы сельджуков. "В ту пору пришли
франки, захватили Иерусалим и Антиохию", пишет грузинский летописец.
Воспользовавшись этим, царь перестал платить султану дань.
В Церкви в то время были большие нестроения.
"Ибо святые церкви, дома Господни, были превращены в вертеп разбойников, а
недостойные и бесчестные более по наследству, нежели по достоинству, захватили
главные епископаты, словно разбойники, и назначили себе же подобных священников
и архиепископов, которые вместо соблюдения закона Божьего над всеми вершили
беззаконие." В начале XII
в. царь Давид собрал Руисско-Урбнисский Поместный собор, на котором была
упорядочена каноническая жизнь Церкви, а на епископские кафедры поставлены
истинные пастыри.
Благоверный царь Давид всегда с большим почтением
относился к священству и монашеству, начиная со своего духовника преп. Арсения
Икалтойского (память 6/19 февраля), высшее же духовенство грузинской церкви
поддерживало благую деятельность царя. Была осуществлена реформа
государственного управления - совмещены должности Чкондидского архиепископа и
царского канцлера. Иными словами, второе лицо в иерархии государственной власти
являлось одновременно одним из высших иерархов Церкви.
До поры до времени турки-сельджуки терпели усиление
грузинского царя, его победы в мелких сражениях, но в какой-то момент султан
собрал большое войско и двинул его в Грузию. В 1104 г. состоялась решающая
битва, в которой грузины одержали победу. "А сам царь не стоял, словно
посторонний, спиной к рати своей, и не обращался к ней издали,… но прежде всех
шел впереди и, подобно льву, издавал грозный клич, и словно вихрь носился по
полю, наступал и руками мощными низвергал богатырей, сокрушал и свергал всех,
кто попадался ему на пути… В тот день под царем убили трех коней и, оседлав
четвертого, завершил он битву того дня".
В царствование царя Давида были построены десятки
храмов и монастырей. "Лавры, и соборы, и монастыри не только в своем
царстве - и в Греции, на Святой Горе, в Болгарии, в Сирии, на Кипре, на Черной
горе, в Палестине преисполнил он добром… И еще дальше, на горе Синайской… возвел
монастырь и послал золото в огромном количестве и вьюки парчи златотканной и
книги церковные сполна." Но самым любимым его детищем был Гелатский
монастырь, строительство которого началось в 1106 г. По преданию, царь сам
работал на строительстве храма, своими руками таскал каменные глыбы. Здесь, в
Гелати, в ограде монастыря функционировала Академия, в которой наряду с
богословскими изучались и светские науки.
Расширение пределов государства, а также постоянная
угроза нового вражеского вторжения требовали создания многочисленной регулярной
армии. И царь Давид принял весьма неожиданное решение - переселил в Грузию
40000 половцев (кипчаков) с семьями. Половцы были изгнаны из южнорусских степей
киевским великим князем Владимиром Мономахом, и теперь, находясь в стесненном
положении, согласились переселиться в Грузию и служить грузинскому царю.
Переселение половцев осуществилось в 1118-19 гг., причем царь Давид сам отправился
на север, в Осетию, чтобы убедить осетин беспрепятственно пропустить половцев
через свои земли.
На протяжении всего своего царствования царь одержал
множество больших и малых побед над сельджуками. И вот, наконец, в 1121 г.
против грузинского царя выступило коалиционное мусульманское войско, во главе
которого стоял известный полководец Наджм ад-Дин Ильгази, правитель Багдада. О
битве с этим войском грузинский летописец пишет лаконично. Гораздо подробнее
упоминания иностранцев: армянского историка XII в. Маттеоса Урхаеци и Готье,
канцлера Антиохийского княжества. По их сведениям мусульманское войско
насчитывало, соответственно, 560 000 и 600 000 человек (современные историки
считают эти числа преувеличенными примерно в два раза). Численность грузинского
войска составляла, по канцлеру Готье, 80 000 человек; Маттеос Урхаеци дает
более детальные сведения о его составе: 55 600 воинов, из них 40 000 грузин, 15
000 половцев, 500 осетин и 100 франков (по-видимому, имелись в виду
крестоносцы). В любом случае, разница в численности войск была весьма
существенной, однако грузинское войско одержало полную победу. Не вдаваясь в
подробности, приведем слова грузинского летописца: "О том, как бесстрашный
царь Давид, сердцем незыблемый, расположил свои рати и как все дела устроил
разумно и превосходно, как все совершал спокойно, тихо, искусно и мудро, и как
свою рать он защитил без ущерба - обо всем этом не то что мне, но мнится мне,
что даже язык самых великих мудрецов мира не сумеет рассказать, как надо".
В начале следующего, 1122 г. царь Давид взял
Тбилиси, который в V
в. сделал столицей св. благоверный царь Вахтанг Горгасал (память 30 ноября/ 13
декабря), но которым уже несколько веков правили мусульманские властители.
Весьма интересно, какой налоговый порядок был установлен царем Давидом: грузины
должны были платить 5, евреи 4, а мусульмане 3 динария в год. Мудрый царь
понимал, что не так-то просто резко изменить весь уклад жизни, существовавший в
Тбилиси до его освобождения. Поэтому, в частности, христианам запрещалось
резать свиней в районах города, населенных мусульманами. Будучи верным чадом
Православной Церкви, царь Давид неизменно стремился, насколько возможно, быть в
мире со всеми людьми (Рим. 12,18). Поэтому к нему относились с большим
уважением не только православные грузины, но и иноверцы. Царь же, оказывая
покровительство и заботу всем своим подданным, неизменно заботился об
укреплении и ограждении Церкви.
Как-то царь Давид созвал собор, на котором был
устроен диспут православных богословов с армянскими (летописец пишет, что он
сделал это по просьбе армянских епископов и настоятелей монастырей). Диспут
продолжался с рассвета до девяти часов вечера. Наскучило это царю. "Вы,
отцы, вторглись в самые глубины неведомого, как философы, мы же не в состоянии
постичь этого, будучи невеждами и мирянами. Вы знаете, что я, как воспитанный в
военных заботах, далек от учения и науки. Поэтому скажу вам словами простыми и
неучеными." Сказав это, царь Давид в таких притчах дал ответ армянам, что
оставил их безответными и бессловесными. "Как когда-то Василий Великий в
Афинах", замечает летописец.
Хотя царь, по смирению своему, назвал себя невеждой,
но он вовсе не был таковым, хотя и действительно с молодых лет был постоянно в
походах. Дело в том, что он специально всюду возил с собой в походы нагруженных
книгами мулов и верблюдов. Как только предоставлялась возможность, св. Давид
углублялся в книгу и читал до темноты. Когда глаза уставали от чтения, ему
читали вслух… О том, чему научился он из этих книг, свидетельствует его праведная
христианская жизнь, а также покаянный канон, который был им составлен.
Святой благоверный царь Давид из рода Багратиони
предал свою душу Господу 24 января 1125 г. в Тбилиси. Его останки были
перенесены в Кутаиси и погребены в Гелатском монастыре.
Агамемнон В греческой мифологии сын Атпрея и Аэропы,
предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства
Атрея Эгисфом А. и Менелай бежали в Этолию, но царь Спарты Тиндарей,
пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея.