Амвросий Медиоланский Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.
После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где
будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам
юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был
назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил
в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за
собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела
поставить своего епископа. Амвросий, как первый градоначальник, отправился в
церковь для поддержания порядка. Когда он обратился с речью к толпе, какой-то
ребенок вдруг крикнул: "Амвросий - епископ!" Возглас был подхвачен
народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашенных, почитая себя
недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал
бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 -
375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял Святое
Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени
церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа
Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на
украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой
подвижнической жизни.
Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал
с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросий, отстаивая единство
Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему
удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385 - 386 годах он
отказался передать арианам базилику Медиолана.
Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал
глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной
Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря
проповеди епископа Медиолана.
Святитель принимал деятельное участие и в государственных
делах. Так, Грациан (375 - 383), получив от него Изложение православной веры,
убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на
котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель
наложил на Феодосия I
(379 - 395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для
него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от
епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил
стоять вместе со всей паствой.
Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему
многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему
ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного
германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила
святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно
изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа
и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.
Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой.
Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во
Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.
Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь
Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он
явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане,
под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием.
Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской
веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный
писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о
Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О
воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В
сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского
нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя "Об
обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им
пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной
службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был
также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное
пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как "амвросианский
напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его
благодарственный торжественный гимн "Тебе, Бога, хвалим",
составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.
По материалам:
ortodossa-ambrogio.org/ru