Адонис (Ἄδωνις,
финик. dn
«адон»,
«господь», «владыка»), в греческой мифологии божество
финикийско-сирийского
происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с
периодическим умиранием и возрождением природы.
Миф об Адонисе в
наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III
14, 4), Овидия (Met.
X
300—524, 708—739) и Антонина Либерала (XXIV).
Адонис — сын Феникса и Алфесибеи
(варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского
царя
Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на
не
почитавшую её царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает той страсть к
родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая, что вступает в
связь с
собственной дочерью, и после этого проклинает её (Ovid.
Met.
X
300—478).
Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола
которого
рождается ребёнок удивительной красоты — Адонис (X
479—524). Афродита передаёт младенца в
ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с
Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года
проводить
в царстве мёртвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в
финик.
варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится.
Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на
юношу
дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod.
III
14, 4; Ovid.
Met.
X
708—716). По другой версии (Ptol.
Hephaest.
I,
p.
183, 12 Westerm.),
Адонис
— жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослеплённого ею сына
Аполлона
Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик. варианте Астара) (Serv.
Verg.
AenV 72). Афродита
горько оплакивает Адониса и превращает его в
цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid.
Met.
X
717—739). Юношу
оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез
Афродиты —
анемоны.
Культ
Адониса
существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос.
Согласно
Лукиану (DedeaSyr.
6), в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь
Адониса,
сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день был посвящён
плачу,
а второй — радости по воскресшему Адонису. Рассказывается о реке Адонис,
которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в
горах
Ливана гибнет Адонис. Однако здесь же скептические рассуждения о красной
почве,
придающей реке кровавый цвет (Luc.
DedeaSyr.
8). В 5 в. до н.э. культ
Адониса распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины
оплакивали
Адониса в особом здании (Paus.
II
20, 6). В Афинах во
время праздника в честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду
выставлялись изображения умерших (Plut.
Alcib.
18; Nic.
13). Адонии —
праздник в честь Адониса — были особенно популярны в эпоху эллинизма,
когда
распространились греко-восточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней
весной и
ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро
распускающейся и
так же быстро увядающей зеленью, т.н. «садики Адониса» — символ
мимолётности
жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного
Адониса,
а на следующий день с причитанием и плачем статую Адониса несли к морю и
погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr.
V 96—144). В мифе об Адонисе отразились
древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому
божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже
смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и
культе
Адониса явственно прослеживается развёрнутая символика вечного
круговорота и
гармоничного единения жизни и смерти в природе. Читать дальше...
Адриан III
— (Ɨ
09.885, близ Модены), св. католич. Церкви (пам. зап. 8 июля), папа
Римский
(17.05.884-09.885), первый изменивший при избрании свое имя (в миру
Агапит).
Римлянин по происхождению, А. был возведен на папский престол после
долгой
борьбы партий. Короткий понтификат А. пришелся на трудное время.
Адриан
IV —
(1110/20-1.09.1159; мирское имя - Николай
Брейкспир), папа Римский (4.12.1154-1.09.1159). Род. в Англии; принял
постриг в
мон-ре св. Руфа возле Авиньона, в 1146 г.
стал епископом Альбано, с 1149 г.-
кардинал-епископ
Остии. В нач. 50-х гг. XII в. руководил созданием Норвежской (Тронхейм) и
реформой Шведской Церквей.