(Ἄδωνις,
финик. dn «адон»,
«господь», «владыка»), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского
происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с
периодическим умиранием и возрождением природы.
Миф об Адонисе в
наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300—524, 708—739) и Антонина Либерала (XXIV). Адонис — сын Феникса и Алфесибеи
(варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя
Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не
почитавшую её царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает той страсть к
родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая, что вступает в связь с
собственной дочерью, и после этого проклинает её (Ovid. Met. X 300—478).
Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого
рождается ребёнок удивительной красоты — Адонис (X 479—524). Афродита передаёт младенца в
ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с
Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить
в царстве мёртвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик.
варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится.
Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу
дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. III
14, 4; Ovid. Met. X 708—716). По другой версии (Ptol. Hephaest. I, p. 183, 12 Westerm.),
Адонис — жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослеплённого ею сына Аполлона
Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик. варианте Астара) (Serv. Verg. AenV 72). Афродита горько оплакивает Адониса и превращает его в
цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met.
X 717—739). Юношу
оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты —
анемоны.
Культ Адониса
существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно
Лукиану (DedeaSyr.
6), в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса,
сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день был посвящён плачу,
а второй — радости по воскресшему Адонису. Рассказывается о реке Адонис,
которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах
Ливана гибнет Адонис. Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве,
придающей реке кровавый цвет (Luc.
DedeaSyr. 8). В 5 в. до н.э. культ
Адониса распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали
Адониса в особом здании (Paus.
II 20, 6). В Афинах во
время праздника в честь Адониса под плач и погребальные песни повсюду
выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib.
18; Nic. 13). Адонии —
праздник в честь Адониса — были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда
распространились греко-восточные культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и
ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и
так же быстро увядающей зеленью, т.н. «садики Адониса» — символ мимолётности
жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса,
а на следующий день с причитанием и плачем статую Адониса несли к морю и
погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V 96—144). В мифе об Адонисе отразились
древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому
божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже
смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе
Адониса явственно прослеживается развёрнутая символика вечного круговорота и
гармоничного единения жизни и смерти в природе.
Европейская
драматургия обращалась к мифу об Адонисе в 16—17 вв. (пьесы «Адонис и Венера»
Лопе де Вега; «Адонис» И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в
поэзии этого периода (поэмы «Венера и Адонис» У. Шекспира; «Адонис» Дж. Марино;
«Адонис» Ж. Лафонтена и др.).
Адонис — один из
самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и
пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство
обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С
начала 16 в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи;
наибольшее распространение приобрели сюжеты: «Венера и Адонис», «Гибель
Адониса», «Венера оплакивает Адониса». К мифу обращались Джорджоне, Тициан,
Тинторетто, Ан. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В 18—19
вв. миф находит воплощение главным образом в пластике («Венера и Адонис» А.
Кановы; «Адонис» Б. Торвальдсена; «Умирающий Адонис» О. Родена и др.).
В европейском
музыкально-драматическом искусстве миф об Адонисе лёг в основу либретто многих
опер 17—18 вв. (наиболее значительны — «Цепь Адониса» Д. Маццокки; «Адонис» К.
Монтеверди; «Адонис» Р. Камбера; «Адонис на Кипре» Дж. Легренци; «Влюблённый Адонис» Р. Кайзера и
др.).