Суббота, 04.05.2024, 18:06
историк
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [507]
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
...

...
Block title
...
Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Алтайпресса
Главная » Статьи » Мои статьи

Алелюхин Алексей Васильевич

 Алексей Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова - Гора Калининской области (Россия), в семье рабочего. В начале 30-х гг. семья переехала в Подмосковье, где он закончил 7 классов и поступил работать на фабрику. Вечерами Алексей занимался в планерной школе. В Советской Армии с 1938 года. Призван Мытищинским РВК Московской области. Был принят в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1939 г. Алелюхин начал свою службу в частях Ленинградского военного округа. В октябре 1940 г. был переведен в Одессу, в 69-й иап. 

 В условиях катастрофы приграничных авиационных частей первых дней войны 69-й иап, в котором воевал Алелюхин, не только сохранил боеспособность, но вел активные наступательные действия, нанося бомбо-штурмовые удары по войскам противника на его территории. 

 За три месяца боев под Одессой А. Алелюхин совершил 183 боевых вылета на И-16, провел 56 штурмовок, в одной из которых ему удалось обнаружить и уничтожить орудие крупного калибра. Это был настоящий поединок со смертью. Штурмовка наземных войск на истребителе была опаснейшим видом боевой деятельности. У большинства асов их общее количество не превышает двух-трех десятков... 

 В то кровавое лето проявился его характер: в одном из вылетов Алелюхин был ранен, в другом - приземлил заглохшую машину у самой линии фронта. Именно тогда подал заявление в партию и, упросив оставить его в полку после ранения, летал с кровоточащей раной на боевые задания. 

 На третий день войны открыл счет своих побед - в составе звена сбил над аэродромом бомбардировщик Не.111. Спустя несколько дней, в небе Одессы одержал и первые личные победы. На его груди засверкал Орден Красного Знамени. 

 Осенью 1941 года 69-й ИАП, в котором служил Алексей Алелюхин, был перевооружен с И-16 на новые истребители - ЛаГГ-3. Алелюхин одним из первых поднял в небо эту машину. В свой третий или четвертый вылет, когда весь состав полка наблюдал за стартовавшим истребителем, он прошел вдоль линейки самолетов и на высоте 50 метров выполнил полный набор пилотажных фигур: петлю, иммельман с полуторной бочкой, переворот, штопор, ранверсман... 

 Годовщину войны летчики полка встретили в тяжелых боях на только что созданном Сталинградском фронте в условиях господства в воздухе немецкой авиации, сконцентрировавшей свою основную мощь на этом направлении (1200 самолетов против 300 советских). Именно здесь Алелюхин одержал свою самую памятную победу. Его одиночный самолет был атакован четырьмя Ме-109, и он 6 раз (!) отрывался от преследователей отвесным, до самой земли, пикированием. Во время одного такого "отрыва" ему удалось сманеврировать, пропустить вперед немца и сбить его. Интересно, что Герхард Баркхорн, ас ╕ 2 Люфтваффе, воевавший тогда на том же направлении, вспоминал позднее сорокаминутный бой с одиночным "лаггом", который так и не удалось сбить... Вернувшись из того боя, Алелюхин, хоть и не был ранен, не смог самостоятельно выбраться из машины: стольких сил потребовал поединок от крепкого 22-летнего парня. 

 Осенью 1942 г. полк был перевооружен, теперь уже на Як-1, пополнен и в конце ноября вновь брошен в пекло великой Сталинградской битвы, достигшей к тому времени своей кульминации. Именно тогда летчик велел покрасить красным капот своего "яка", а фюзеляж с обеих сторон украсила черная пантера.

 Яркая раскраска была вызовом: такой самолет стерегли "охотники", по нему старались нанести первый удар, это был риск, лишний шанс боя и возможность новой победы. Здесь, под Сталинградом, Алелюхин был назначен комэском, за 11 личных и 6 групповых побед удостоен звания Героя Советского Союза. Черную пантеру пришлось закрасить, а вот красный капот остался, перешел позднее на нос "кобр" и "лавочкиных" как цвет эскадрильи Алелюхина, синий стал цветом эскадрильи Ковачевича, а желтый - Амет-хана. ...Свою новую машину, теперь "Аэрокобру", Алелюхин "обновил" в первом же боевом вылете. Вот как сам он описал этот бой: "Издали я увидел две шестерки Ю-88. Прикрытия поблизости не было. Какая самонадеянность! - подумалось мне. 

 В атаку! - приказал я по радио своим ведомым. Дав полный газ, пошел первым. Следом за мной устремились и остальные летчики. Развернувшись в лучах солнца, мы пристроились в хвост бомбардировщикам фашистов, которые, по-видимому, приняли нас за своих. Обман удался! С короткой дистанции я поймал "юнкерс" точно в прицел, нажал на гашетку, и снаряды прошили его. "Юнкерс" взорвался и рухнул на землю. Тут же мой самолет вздрогнул от взрывной волны. Впереди меня загорелись и пошли к земле еще два фашистских бомбардировщика". 

 25 апреля 1944 г., во время воздушной схватки в р-не Севастополя, он сошелся в лобовой атаке с шеститочечным ФВ-190, снаряд которого пробил 38-миллиметровое лобовое бронестекло кабины и ранил Алелюхина в лицо, шею и плечо. И вновь он остался в полку, и уже через неделю повел эскадрилью на боевое задание. 5 мая во время прикрытия бомбардировщиков шестерка Алелюхина была атакована восемью ФВ-190. Очередью сверху на командирской машине были повреждены рули высоты. "Кобра" Алелюхина вошла в плоский штопор, и он вынужден был выпрыгнуть с парашютом. Сильный ветер сносил пилота в сторону немцев, с большим трудом ему удалось "приветвиться" (парашют повис на дереве) на нейтральной полосе. Из неудобного положения Алексей освободился скоро, но возвратиться к своим удалось лишь в результате встречного боя, организованного нашей пехотой. Замполит полка Н. Верховец, участвовавший в воздушном бою и подоспевший в бой наземный, привез Алелюхина в часть на знаменитой полковой "эмке", хранимой всю войну. 

 В июле 1944 г. Алексей осваивает свой пятый за войну тип истребителя - Ла-7. Участвуя в боях в Прибалтике, а затем в Восточно-Прусской и Берлинской операциях, заместитель командира 9-го гиап гвардии майор Алелюхин одержал свои последние четыре победы. Два "фокке-вульфа" он сбил в одном бою 27 марта 1945 г. над Балтикой, западнее Пиллау. 

 Всего за войну он совершил около 600 боевых вылетов, провел рекордное число боев - 258, сражался с самолетами немецкого, итальянского, польского, французского, румынского, голландского и английского производства, сам бывал ранен, горел, сажал подбитую машину на "вынужденную" и прыгал с парашютом, одержал за войну 57 только официальных побед (лично сбил 40 и в группе 17 самолетов противника), стал известнейшим летчиком страны- победительницы, воспетым в незамысловатых строках: Если в небе Алелюхин, Значит, "юнкерс" на земле. 

 В 1948 г. Алексей Васильевич закончил Военную академию им. М. В. Фрунзе, в 1954 г. -Академию Генштаба. Служил в штабе ВВС МВО. В 1985 г. генерал-майор авиации Алелюхин демобилизовался. Жил и работал в Москве. 

 Дважды Герой Советского Союза (24.8.43; 1.11.43). Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями. 

 Умер в 1990 году в возрасте 70 лет.




Источник: http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/aleluhin.html
Категория: Мои статьи | Добавил: рав (21.11.2012)
Просмотров: 2746
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Analitic
...
Block content
*****
Copyright MyCorp © 2024
Яндекс.Метрика