Алексей Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова -
Гора Калининской области (Россия), в семье рабочего. В начале 30-х гг. семья
переехала в Подмосковье, где он закончил 7 классов и поступил работать на
фабрику. Вечерами Алексей занимался в планерной школе. В Советской Армии с 1938
года. Призван Мытищинским РВК Московской области. Был принят в Борисоглебскую
военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1939 г. Алелюхин начал свою
службу в частях Ленинградского военного округа. В октябре 1940 г. был переведен в
Одессу, в 69-й иап.
В условиях катастрофы приграничных авиационных частей первых
дней войны 69-й иап, в котором воевал Алелюхин, не только сохранил
боеспособность, но вел активные наступательные действия, нанося бомбо-штурмовые
удары по войскам противника на его территории.
За три месяца боев под Одессой А. Алелюхин совершил 183
боевых вылета на И-16, провел 56 штурмовок, в одной из которых ему удалось
обнаружить и уничтожить орудие крупного калибра. Это был настоящий поединок со
смертью. Штурмовка наземных войск на истребителе была опаснейшим видом боевой
деятельности. У большинства асов их общее количество не превышает двух-трех
десятков...
В то кровавое лето проявился его характер: в одном из вылетов
Алелюхин был ранен, в другом - приземлил заглохшую машину у самой линии фронта.
Именно тогда подал заявление в партию и, упросив оставить его в полку после
ранения, летал с кровоточащей раной на боевые задания.
На третий день войны открыл счет своих побед - в составе
звена сбил над аэродромом бомбардировщик Не.111. Спустя несколько дней, в небе
Одессы одержал и первые личные победы. На его груди засверкал Орден Красного
Знамени.
Осенью 1941 года 69-й ИАП, в котором служил Алексей
Алелюхин, был перевооружен с И-16 на новые истребители - ЛаГГ-3. Алелюхин одним
из первых поднял в небо эту машину. В свой третий или четвертый вылет, когда
весь состав полка наблюдал за стартовавшим истребителем, он прошел вдоль
линейки самолетов и на высоте 50
метров выполнил полный набор пилотажных фигур: петлю,
иммельман с полуторной бочкой, переворот, штопор, ранверсман...
Годовщину войны летчики полка встретили в тяжелых боях на
только что созданном Сталинградском фронте в условиях господства в воздухе
немецкой авиации, сконцентрировавшей свою основную мощь на этом направлении
(1200 самолетов против 300 советских). Именно здесь Алелюхин одержал свою самую
памятную победу. Его одиночный самолет был атакован четырьмя Ме-109, и он 6 раз
(!) отрывался от преследователей отвесным, до самой земли, пикированием. Во
время одного такого "отрыва" ему удалось сманеврировать, пропустить
вперед немца и сбить его. Интересно, что Герхард Баркхорн, ас ╕ 2 Люфтваффе,
воевавший тогда на том же направлении, вспоминал позднее сорокаминутный бой с
одиночным "лаггом", который так и не удалось сбить... Вернувшись из
того боя, Алелюхин, хоть и не был ранен, не смог самостоятельно выбраться из
машины: стольких сил потребовал поединок от крепкого 22-летнего парня.
Осенью 1942
г. полк был перевооружен, теперь уже на Як-1, пополнен и
в конце ноября вновь брошен в пекло великой Сталинградской битвы, достигшей к
тому времени своей кульминации. Именно тогда летчик велел покрасить красным
капот своего "яка", а фюзеляж с обеих сторон украсила черная пантера.
Яркая раскраска была вызовом: такой самолет стерегли
"охотники", по нему старались нанести первый удар, это был риск,
лишний шанс боя и возможность новой победы. Здесь, под Сталинградом, Алелюхин
был назначен комэском, за 11 личных и 6 групповых побед удостоен звания Героя
Советского Союза. Черную пантеру пришлось закрасить, а вот красный капот
остался, перешел позднее на нос "кобр" и "лавочкиных" как
цвет эскадрильи Алелюхина, синий стал цветом эскадрильи Ковачевича, а желтый -
Амет-хана. ...Свою новую машину, теперь "Аэрокобру", Алелюхин
"обновил" в первом же боевом вылете. Вот как сам он описал этот бой:
"Издали я увидел две шестерки Ю-88. Прикрытия поблизости не было. Какая
самонадеянность! - подумалось мне.
В атаку! - приказал я по радио своим ведомым. Дав полный
газ, пошел первым. Следом за мной устремились и остальные летчики.
Развернувшись в лучах солнца, мы пристроились в хвост бомбардировщикам
фашистов, которые, по-видимому, приняли нас за своих. Обман удался! С короткой
дистанции я поймал "юнкерс" точно в прицел, нажал на гашетку, и
снаряды прошили его. "Юнкерс" взорвался и рухнул на землю. Тут же мой
самолет вздрогнул от взрывной волны. Впереди меня загорелись и пошли к земле
еще два фашистских бомбардировщика".
25 апреля 1944
г., во время воздушной схватки в р-не Севастополя, он
сошелся в лобовой атаке с шеститочечным ФВ-190, снаряд которого пробил
38-миллиметровое лобовое бронестекло кабины и ранил Алелюхина в лицо, шею и
плечо. И вновь он остался в полку, и уже через неделю повел эскадрилью на
боевое задание. 5 мая во время прикрытия бомбардировщиков шестерка Алелюхина
была атакована восемью ФВ-190. Очередью сверху на командирской машине были повреждены
рули высоты. "Кобра" Алелюхина вошла в плоский штопор, и он вынужден
был выпрыгнуть с парашютом. Сильный ветер сносил пилота в сторону немцев, с
большим трудом ему удалось "приветвиться" (парашют повис на дереве)
на нейтральной полосе. Из неудобного положения Алексей освободился скоро, но
возвратиться к своим удалось лишь в результате встречного боя, организованного
нашей пехотой. Замполит полка Н. Верховец, участвовавший в воздушном бою и
подоспевший в бой наземный, привез Алелюхина в часть на знаменитой полковой
"эмке", хранимой всю войну.
В июле 1944
г. Алексей осваивает свой пятый за войну тип истребителя
- Ла-7. Участвуя в боях в Прибалтике, а затем в Восточно-Прусской и Берлинской
операциях, заместитель командира 9-го гиап гвардии майор Алелюхин одержал свои
последние четыре победы. Два "фокке-вульфа" он сбил в одном бою 27
марта 1945 г.
над Балтикой, западнее Пиллау.
Всего за войну он совершил около 600 боевых вылетов, провел
рекордное число боев - 258, сражался с самолетами немецкого, итальянского,
польского, французского, румынского, голландского и английского производства,
сам бывал ранен, горел, сажал подбитую машину на "вынужденную" и
прыгал с парашютом, одержал за войну 57 только официальных побед (лично сбил 40
и в группе 17 самолетов противника), стал известнейшим летчиком страны-
победительницы, воспетым в незамысловатых строках: Если в небе Алелюхин,
Значит, "юнкерс" на земле.
В 1948 г.
Алексей Васильевич закончил Военную академию им. М. В. Фрунзе, в 1954 г. -Академию Генштаба.
Служил в штабе ВВС МВО. В 1985
г. генерал-майор авиации Алелюхин демобилизовался. Жил и
работал в Москве.
Дважды Герой Советского Союза (24.8.43; 1.11.43). Награжден
2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й ст.,
Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Трудового Красного Знамени, 2
орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й
ст., медалями.