Освобождение страны от гиксосского ига шло из Фив, и
последующие завоевания царей вышедшей оттуда XVIII династии выдвинули
фиванского бога Амона на роль покровителя «мировой» державы фараонов и сделали
его культ главной идеологической опорой власти царя, объявлявшегося «сыном»
Амона.
Продолжавшийся в первый период Нового царства подъём средних
слоев общества способствовал дальнейшему развитию и распространению
представлений о богах,— в первую очередь о государственном боге Амоне,— как о
заступниках я помощниках «простых людей». От Нового царства сохранилось немало
памятников, отразивших подобные воззрения и принадлежащих преимущественно
зажиточным представителям средних слоев общества. Эти представления внушались и
массам, придавленным социальным гнётом. Наряду с государственным богом простые
жители столицы почитали различных второстепенных местных богов.
Постоянное общение с подвластными сирийцами привело в Новом
царстве к распространению среди египтян почитания ряда сирийско-палестинских
божеств.
То, что имело место в Фивах, с теми или иными
видоизменениями происходило и в других крупных городах. Так, в Мемфисе и вообще
на севере считали, что бог Птах обеспечивает победы царя.
Часть заупокойных заклинаний, писавшихся в Среднем царстве
на гробах, легла в основу так называемой «Книги мёртвых». Это было собрание
заклинаний и некоторых славословий богам. По верованиям египтян, «Книга
мёртвых» якобы обеспечивала мертвецу «выход днём» из гробницы, безопасность и
счастье на том свете, В Новом царстве «Книгу мёртвых» писали обыкновенно на
папирусном свитке и клали затем умершему в гробницу. Обладание свитком «Книги
мёртвых» должно было обеспечить владельцу оправдание перед загробным судом
Осириса. Видное место среди заклинаний занимало оправдание мёртвого в 42 грехах
перед 42 судьями на загробном судилище. Власть имущие и богатые, которым только
и было по средствам заказать «Книгу мёртвых», освобождали себя таким способом
от ответственности за совершённые злодеяния.