Амангельды Удербайулы Иманов - казахский народный батыр,
руководитель национально-освободительного восстания 1916 года в Казахстане.
Родился 3 апреля 1873 года в 3-ем ауле Кайдауылской волости Тургайского уезда в
бедной семье. С 1918 года - член коммунистической партии. Вырос сиротой;
батрачил, видел бедственное положение народа. С этого времени он начинает
ненавидеть самодержавие, угнетателей народа. В годы, когда он работал мастером
на угольных рудниках Байконура вместе с русскими рабочими, у него пробуждается
классовое сознание. Под влиянием освободительных идей первой русской революции
1905-1907 годов он участвует в вооруженной борьбе бедноты против баев.
Установив тесную связь с группой большевиков, он прославился на всю Тургайскую степь
как организатор национально-освободительной борьбы крестьянских масс. В
1896-1908 годы царское правительство неоднократно сажало его в тюрьму, считая
неблагонадежным.
Имя Амангельды тесно связано с важным периодом в истории
казахского народа, с национально-освободительным восстанием 1916 года. Являясь
свидетельством крайнего обострения противоречий империализма, это восстание
было направлено против колониальной политики царского правительства и имело
целью освобождение народа. Это движение народных масс усилилось после указа
царского правительства от 25 июня 1916 года о привлечении казахских джигитов на
тыловые работы. Амангельды призывал трудящихся выступить против решения царской
власти, направил для этого своих людей в Костанай, Актюбинск, Иргиз, Атбасар,
Перовск. Казахская беднота, лишившаяся своих земель, подвергавшаяся невыносимой
эксплуатации, вливалась в отряды Амангельды целыми аулами. В октябре 1916 года
только в Торгайском и Иргизском уездах было образовано около 20 отрядов.
Амангельды установил в отрядах строгую дисциплину, научил повстанцев
пользоваться оружием и требовал усвоить правила ведения боевых действий.
Повстанцы организовали несколько атак против местных органов царской власти и
окружили город Торгай. В этой операции ярко проявились организаторский и
военный таланты Амангельды. Его отряд из 50 тысяч сарбазов показывал примеры
бесстрашия и решительности. Царское правительство было вынуждено выслать
карательные войска, чтобы дать отпор воинам Амангельды. Только после прибытия
основных вооруженных сил противника, через 27 дней, Амангельды отвел свое
войско. В январе 1917 года он снова предпринял действия по захвату города, но
был вынужден отступить, так как силы были неравные. В это время Амангельды стал
проникаться передовыми идеями большевистской партии, установив связь с
большевиками А. Жангельдиным и другими, организовал борьбу против алашординцев,
которых считал проповедниками идей временного правительства, разъяснял народным
массам суть пролетарской революции.
С первых же дней Октябрьской революции Амангельды
организовал из прежних повстанцев партизанские отряды, принимал активное
участие в защите и укреплении Советской власти. Он был назначен военным
комиссаром Торгайского уезда. В марте 1918 года, возглавив группу советских
работников, он провел выборы аульного и областного Советов в Тургайском уезде.
В годы гражданской войны Амангельды вместе с А. Жангельдиным организовывал
первые отряды национальной Красной Армии; помогал партизанам, находящимся в тылу
войск Колчака. В октябре 1918 года отряд, возглавляемый Амангельды и А.
Жангельдиным, освободил город Торгай от белогвардейцев. В связи с наступлением
армии Колчака на Восточном фронте алашординцы 20 апреля 1919 года произвели
переворот в Торгае и взяли в плен Амангельды. Алашординцы убили Амангельды за
несколько часов до вступления в город Красной Армии.
Именем Амангельды названы его родной район, многие колхозы и
совхозы республики. В честь батыра установлены памятники в Алматы и других
городах. Жамбыл Жабаев, О. Шипин и другие акыны посвятили батыру свои
стихотворения, поэмы. Писатель Г. Мусрепов создал художественный образ
народного батыра в пьесе "Амангельды". Народные художники А. Кастеев
(портрет "Амангельды", картины "Наступление Амангельды",
"Торгайский поход") и К. Тельжанов ("Амангельды") создали
образ батыра в изобразительном искусстве.