Великое переселение народов и его этническое пространство
Великое переселение народов, как системный процесс
взаимодействия Барбарикума и античной цивилизации, сформировало уникальное
этническое пространство. Под этническим пространством подразумевается вся
совокупность племён и народов, связанных с конкретным историческим явлением и
его образом в истории. Этническое пространство, созданное Великим переселением,
отличалось многослойностью. Оно представлено германскими, алано-сарматскими,
тюркскими, славянскими, италийскими, кельтскими, рето-этрусскими, иберийскими,
скифскими, синдо-меотскими, фракийскими, македонскими, иллирийскими,
финно-угорскими, кавказскими, мидийскими, балтскими, греческими, малоазийскими,
армянскими, семито-хамитскими и африканскими племенами. Среди них можно выделить
племена-аборигены и пришлые, инертные и динамичные, племена и народы,
населявшие земли Римской империи, её провинций, и племена Барбарикума.
К числу инертных участников Великого переселения можно
отнести, главным образом, жителей римского мира, всех народов, населявших
Римскую империю и её провинции. Так, жители Италии, практически не меняя мест
своего обитания, испытали мощный напор Барбарикума и выдержали не одну волну
переселений. Специфическая особенность этнического пространства этого региона
сложилась уже в преддверии Великого переселения. Она заключалась в готовности
населявших Аппенинский полуостров многочисленных народов к военным и торговым
контактам с племенами Барбарикума. Сюда следует отнести и возросшую
«внутреннюю», в границах Римского государства мобильность населения, связанную
с захватом Римом огромной территории от берегов Рейна, от Альпийских гор до
океанского побережья, включая области Пиренейского полуострова. Организация
этих территорий в римские провинции и постепенная их романизация приводили к
разрушению этнической замкнутости Галлии и Испании. Здесь этническое
пространство размывалось социализирующей направленностью римской цивилизации.
Осколки исчезнувшего кельтского мира в целом оказались в
стороне от активного участия в миграционных процессах Великого переселения.
Известно, что кельты упорно сопротивлялись римлянам. Однако им не удалось
устоять перед германцами. После ряда военных неудач, потеряв часть завоёванных
земель, кельтское население концентрируется в Средней Европе от Британии до
Карпат. Не исключено, что некоторые кельтские племена оказались вовлечёнными в
походы, вторжения и грабительские экспедиции племён Барбарикума, особенно на
первом этапе Переселения народов. Длительные набеги скоттов на западные берега
Британии, постепенное и методическое освоение ими большей части Каледонии не
типичный пример миграционной активности кельтов в эпоху Переселения.
Часть этнического пространства Великого переселения народов
составлял мир фракийских, иллирийских и греческих племён. Их можно также
отнести к блоку инертных участников Переселения. Фракийцы, иллирийцы и греки
находились между кельтским миром на западе, германским – на севере и
скифо-сарматским – на востоке. Неоднократно районы обитания этих племён до и
особенно в период Великого переселения являлись эпицентром многих миграций.
Основные события первого этапа Переселения (Маркоманнские войны во II в.,
готские вторжения на Балканы в III в., борьба племён за Дакию после 270 г., Сарматские войны
середины IV в. на Среднем Дунае) сопровождались расселением мигрирующих племён
в иллирийском и фракийском мире. Через населённые иллирийцами и кельтами
провинции Норик и Паннонию в течение четырех столетий в Италию двигались бурные
полиэтничные миграционные потоки.
В контекст этнического пространства эпохи Переселения
вписалось и население малоазийского и ближневосточного регионов. Морские набеги
причерноморских племён потрясли до основания Каппадокию, Галатию, Вифинию,
Понт, Азию, Киос, Родос, Крит, Кипр. Племена европейского Барбарикума проникают
вглубь Малой Азии и приходят в тесные соприкосновения (не только враждебные, но
и и мирные) с иноэтничным миром местных племён. Прослеживается чёткая
безусловная связь первых шагов распространения христианства у германцев в
результате контактов с жителями Каппадокии. Роль малоазийского и
ближневосточного этнического компонента в Великом переселении народов можно
определить как пассивную по отношению к миграционным процессам. Но эти племена,
будучи, главным образом, «зрителями» Переселения, все же дали ему
дополнительный импульс, способствуя распространению в варварском мире
христианства.
Агрессивную, наступательную позицию Барбарикума разделяли не
все населявшие его племена. Инертным, безразличным к миграциям оставался мир
балтских племён. На первом этапе Переселения спокойная, размеренная жизнь этих
племён, их замкнутый, непритязательный уклад были нарушены движениями готов к
югу и миграционной волной сарматских племён в район Среднего Подунавья.
Внутренние стимулы к переселению у балтов отсутствовали. На незначительные
передвижения их подталкивали лишь миграции соседних народов. Будучи инертными в
противостоянии «варварский мир – римская цивилизация», балты сыграли
значительную роль в стабилизации особого жизненного цикла отдельных регионов
Барбарикума. Косвенным образом они способствовали окончательному сплочению
славян – лидеров третьего этапа Переселения.
Подобно балтам финно-угорские племена не проявляли
миграционной активности вплоть до VI в. Занимая значительные территории от
нынешних районов Западной Белоруссии до предгорий Урала, они не были
однородными. Разные группы племён этого этнического пространства пересекались и
взаимодействовали с лидерами Великого переселения народов – германцами и
гуннами. Одни племена вошли в состав «государства Эрманариха», другие – сыграли
значительную роль в процессе этногенеза западных гуннов. Отметим, что в то
время, когда в Центральной Европе бушевали Маркоманнские войны (166-180 гг.),
знаменовавшие начало первого этапа Переселения, в степях Южного Урала в
ираноязычном и угро-финнском этническом пространстве уже начал формироваться
лидер следующего этапа Переселения – гунны.
Активными, динамичными участниками Великого переселения,
лидером и катализатором передвижений выступали германские, тюркские,
славянские, алано-сарматские племена.
Германское этническое пространство эпохи Переселения народов
являлось одним из наиболее значительных. Уже в начале Переселения германцы
занимали обширные территории, преимущественная часть которых отмечена
экстремальными географическими и климатическими условиями: огромные леса,
обилие рек, озёр, непригодность многих территорий для земледелия и
животноводства. Они постоянно испытывали на себе военный и цивилизационный
натиск римского мира, особенно усилившийся на рубеже тысячелетий. Как
следствие, сформировался довольно высокий уровень мобильности германских
племён. Он отражал прежде всего адаптационные возможности и свойства германского
этнического пространства. Помимо этого, мобильность германцев символизировала
их особую социальную адаптацию. Не только витальные потребности стимулировали
движение племён. Грабежи, покорение соседей, разбой в близлежащих римских
провинциях, взятие городов, гибель императоров и видных римских военачальников
– это и акты самоутверждения, демонстрации мощи племён, из принадлежность к
отмеченным традицией победителям и лидерам Барбарикума. «Экспозиция» истории
германского этнического пространства весьма представительна. Здесь и обилие
названий племён, различные формы проявления их активности, значительный
географический размах передвижений, пульсирующий характер расселения,
многовариантность договорных отношений с Римом и Византией. За относительно
короткий исторический период миграции германцев охватили основные регионы
ойкумены – Европу, Азию, Северную Африку. Они способствовали возникновению
основных «линий разломов», конфликтных зон в европейской «модели» Переселения.
Миграционный опыт германцев различен. Он представлен различными типами
миграций: переселение племён, движения отдельных дружин, «профессиональная»
миграция (телохранители при императорских дворах), «деловая» миграция
(германские ремесленники и купцы). Германское этническое пространство за многие
века переселения создало своеобразный «миграционный стандарт», который
использовался и другими племенами. Он, к примеру, включал «сценарий» поведения
варваров в стереотипных ситуациях (походы, вторжения, переговоры) и стандартный
набор их претензий к империи. Различная степень зависимости от римского мира
порождала в германском этническом пространстве и различные импульсы
консолидации. Их высшим проявлением стали «большие» племена. В ходе Переселения
менялась не только горизонтальная динамика варварского мира, его «картина»
(вовлечение в переселение все новых и новых племён). Существенные перемены
происходили и внутри него. Стремительно менялась этно-социальная вертикаль,
внутренняя эволюция двигавшихся племён, их потестарное развитие. Начинал переселение
один народ, заканчивал – совсем другой. Многим германским племенам довелось
заплатить большую цену за познание принимающего их римского мира.