После войсковой старшины и куренных атаманов следовалитакназываемые «батьки» или«старики»,«сивоусыедеды»,«знатныерадцы»,т.е.бывшие войсковые запорожские старшины, или оставившие своидолжностипостарости лет и по болезни, или
уступившие их другим после войсковой рады.Опытность, прославленная отвага, отчаянное удальство в молодые годы —
давалиимправо на громадный нравственный авторитет в
среде запорожскоговойска.Этобыли «столбы» всегонизовоговойска,носителивсехегопреданийистрогие исполнители казацких обычаев. На
раднойплощади«сивоусыедеды»занимали место тотчас после
войсковой старшины. В совещаниях по
куреням—тотчаспосле куренных атаманов,
во время войны начальствовали над отдельнымиотрядамии даже иногда над
самимиполковниками.Приотправке«листов»отсечевого товарищества подписывалисьтотчаспослеименикошевогоатамана,апосле смерти пользовались такою честью, что,
при их погребении,одинразпалили из пушек, «а из мелкого ружья более, нежели по другим простым казакам».
За войсковою
старшиной следовали войсковые служители — довбыш, пушкарь, толмач, канцеляристы
и школьные атаманы.
Изуголовныхпреступленийсамымбольшимсчитались:предательство,
убийство казаком товарища, побои, причиненные казаком казаку втрезвомили нетрезвом виде, воровство чего-либо казакомутоварищаиукрывательствоим украденной вещи: «особенно строги
былизабольшоеворовство,закоторое, ежелитолькодвумядостовернымисвидетелямивтомдокажутся,казнят смертью». Связь с женщиной и содомский грех ввиду
обычая, запрещавшегобрак сечевымказакам,обидаженщине,когдаказак«опорочитженщинунепо пристойности», потомучтоподобноепреступление«кбесчестию
всего войска запорожского простирается», дерзость противначальства,особеннов отношении чиновных
людей русского правительства. Насилие
всамомЗапорожье или в христианских селениях, когда казак отнимал у товарища
лошадь,скоти имущество, дезертирство,т.е.самовольнаяотлучкаказакаподразными предлогами в степь во время похода
против неприятеля. Гайдамачество,т.е. воровстволошадей,скотаиимуществаумирныхпоселенцевукраинских, польских и татарских областей и проезжавших по запорожским
степямкупцови путешественников. Привод в Сечь женщины,неисключаяматери,сестрыили дочери.