Совершенно иначе пошла жизнь тех племён, которые ещё
каменном веке, используя окружавшие их благоприятные природные условия, перешли
от собирательства к земледелию и от охоты на диких зверей к скотоводству. Новые
формы хозяйства вскоре в корне изменили условия существования этих племён и
далеко продвинули их вперёд по сравнению с охотниками, собирателями и
рыболовами.
Эти племена, всё ещё не знавшие металла, попрежнему
ограниченные в своей технике мезолитическими и неолитическими приёмами
обработки камня и кости, иногда даже не умевшие выделывать глиняные горшки,
конечно, испытывали жестокие последствия капризов природы. Но принципиально
важное значение для их жизни имело то обстоятельство, что они уже могли смотреть
вперёд, думать о будущем и заранее обеспечивать себе источники существования,
сами производить для себя пищу.
Это был новый важнейший. шаг человека по пути от бессилия в
борьбе с природой к власти над её силами. Он повлёк за собой затем множество
других прогрессивных изменений, вызвал глубокие перемены в образе жизни
человека, в его мировоззрении и психике, в развитии общественных отношений.
Борьба первых земледельцев с природой была нелёгкой. Чтобы
убедиться в этом, достаточно взглянуть на те грубые орудия, которые найдены в
древнейших земледельческих поселениях. Эти орудия дают представление о том,
сколько физических усилий, сколько изнурительного труда требовалось для того,
чтобы вскопать землю простыми деревянными палками или тяжёлыми мотыгами, чтобы
срезать жёсткие стебли злаков — колос за колосом, пучок за пучком — серпами с
кремнёвыми лезвиями, чтобы, наконец, растереть зёрна на каменной плите —
зернотёрке. Но весь этот тяжёлый труд возмещался его результатами, дававшими
некоторую уверенность в завтрашнем дне. Область трудовой деятельности человека
несравненно расширилась, а самый характер её качественно изменился.
Громадным достижением человечества в период
первобытно-общинного строя было освоение почти всех известных в настоящее время
земледельческих культур и одомашнение важнейших видов животных.
Первым из диких животных, одомашненных человеком, как уже
упоминалось ранее, была собака; одомашнение её произошло, видимо,, ещё в период
верхнего палеолита и связано с развитием охотничьего хозяйства. С
возникновением земледельческого хозяйства первые земледельцы одомашнили овцу,
свинью, козу, корову, а позже, уже в век металла,—лошадь и верблюда.
Древнейшие следы разведения домашнего скота могут быть
установлены лишь с большим трудом и очень условно. Важнейшим источником для
исследования вопроса являются костные останки, но должно было пройти очень
много времени для того, чтобы в результате изменения условий существования
сколько-нибудь заметно изменилось строение костяка одомашненных животных в отличие
от диких. Всё же можно считать доказанным, что коровы, овцы, козы и свиньи
разводились в неолитическом Египте (VI—V тысячелетия до н. э.), Передней и
Средней Азии, а также в Индии (V—IV тысячелетия до н. э.), в Китае, а также в
Европе (III тысячелетие до н. э.). Значительно позднее был одомашнен северный
олень на Саяно-Алтайском нагорье (около начала нашей эры), а также лама
(гуанако) в Центральной Америке, где кроме этого животного и собаки,
появившейся здесь вместе с первыми переселенцами из Азии, не было других
животных, пригодных для одомашнения. Наряду с одомашненными животными некоторую
роль в хозяйстве и жизни продолжали и в дальнейшем играть приручённые животные
(например, слоны).
Первые земледельцы Азии, Европы и Африки сначала использовали
мясо, шкуры и шерсть домашних животных, а затем и их молоко. Позже домашние
животные стали использоваться для вьючного и гужевого транспорта,.а также как
тягловая сила в плужном земледелии. Развитие скотоводства,, таким образом, в
свою очередь содействовало прогрессу в земледелии.
Введение земледелия и скотоводства способствовало росту
населения; человек мог теперь расширять источники существования, всё более
эффективно используя освоенные земли и осваивая всё новые и новые её
пространства.