Чтобы
представить себе условия, в которых существовал человек шелльского периода,
следует обратить внимание прежде всего на останки животных, обнаруженные при
раскопках вместе с шелльскими орудиями или в отложениях, в которых такие орудия
встречаются.
Во
Франции это были южные животные отдалённого доледникового прошлого —
гиппопотам, древний слон с прямыми бивнями, носорог Мерка, лошадь Стенона,
гигантский бобр. Шелльского человека во Франции, в районе современного Парижа,
окружала, таким образом, природа, похожая на ту, в которой жил на Яве
питекантроп. В сходных условиях жил шелльский человек и на территории СССР.
Условия,
в которых обнаруживаются шелльские орудия, залегающие в галечных отложениях
древних речных террас, показывают, что человек того времени жил небольшими
группами и вёл бродячую жизнь по берегам рек, озёр и в глубине субтропического
леса. Во время дождя или в жару убежищем человеку могли служить густые группы
деревьев или кустов, скальные навесы и в лучшем случае самые примитивные
шалаши-навесы из наскоро набросанных ветвей. Одежда отсутствовала или
ограничивалась накидками из невыделанных шкур животных.
Добывание
огня не было известно. Самое большее, что было в возможностях человека,— это
некоторое время поддерживать огонь, возникший помимо его воли.
Находки
костей крупных животных вместе с шелльскими орудиями, невидимому,
свидетельствуют о том, что люди этого времени иногда убивали гигантских
толстокожих животных. Но достаточно взглянуть на примитивные шелльские изделия,
чтобы убедиться в том, что такая охота ещё не могла быть систематической.
Основным источником существования людей шелльского времени, вероятно, была
охота на мелких животных. Лишь в редких случаях им удавалось воспользоваться
неопытностью детёнышей крупных зверей или убить большое животное. Большое
значение должно было иметь также и собирание дикорастущих съедобных растений,
которыми изобилуют субтропики, а также насекомых и ящериц.
Но
главное, с исторической точки зрения, заключалось в том, что охотник и
собиратель шелльского времени уже прочно и бесповоротно стоял на человеческом
пути развития. С этого времени древнейшее человечество шло по пути прогресса,
обусловленного развитием и усложнением коллективной трудовой деятельности — той
силы, которая выделила человека из животного мира и затем высоко подняла его
над природой.