Таким образом, можно сделать общий вывод, что в верхнем
палеолите, т. е. не ранее 50—40 тыс. лет назад, складываются первобытные
религиозные верования.
Археологические данные, рисующие эти верования людей
древнекаменного века, наглядно подтверждают высказанное классиками марксизма
положение о том, что религия родилась на почве слабости древнейших людей, их
бессилия в борьбе с природой.
Факты, изученные современной наукой, показывают, что религия
«возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, темных,
первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней
природе» (Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии,
Госполитиздат,1952, стр. 48.).
Религиозные верования были порождены бессилием человека
перед природой, обусловленным низким уровнем развития общества и его
производительных сил. Из-за ограниченности трудового опыта, в силу своей зависимости
от грозных сил природы, первобытный человек не мог возвыситься до правильных
представлений об окружающем мире и о самом себе. «Уже верное отражение природы
— дело трудное, продукт длительной истории опыта. Силы природы представляются
первобытному человеку чем-то чуждым, таинственным, подавляющим. На известной
ступени, через которую проходят все культурные народы, он осваивается с ними
путем олицетворения. Именно это стремление к олицетворению создало повсюду
богов...» (Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 326.)
Ещё в конце мустьерского времени мы видели какие-то
неопределённые и слабые зачатки тех ложных фантастических представлений о
человеке и об окружающей его действительности, которые лежат в основе каждой
религии. Но только в верхнем палеолите наряду с творческой фантазией
развивается и пустоцвет религиозной фантастики.
В труде и в общественной жизни сознание человека развивалось
и крепло, росла обобщающая сила человеческого ума, проявлялась его способность
к воображению, к фантазии, без которой невозможно и творчество. Но бессилие,
неизбежно сочетавшееся с невежеством, постоянно подталкивало мысль человека к
отрыву от жизни, к отлёту его фантазии от действительности, к созданию таких
представлений, согласно которым образы, порождённые человеческой фантазией, не
только существуют в действительности, но и управляют ею, «душа» подчиняет себе
тело, «духи», сверхъестественные существа — животные или люди — господствуют в
природе. Эти извращённые представления мешали человеку в его деятельности,
подменяли и заслоняли жизнь иллюзиями, закрепляли его бессилие.