Трипольськие поселения располагались на высоких участках
плато правого берега Днепра. Это были относительно крупные долговременные
поселения, на которых насчитывалось до полусотни различных по размерам жилищ и
хозяйственных построек. Здания размещались кругом, с входом от центра. Своей
конструкции они почти не отличались от типичных трипольских наземных жилищ
предыдущего времени. Материальная культура в целом продолжала развиваться в
духе местных традиций, сохраняя свои особенности. Земледелие и скотоводство, как
и ранее, оставались ведущими формами хозяйства. Развивались ремесла. Местные
племена поддерживали постоянные связи с остальными трипольских племен. Это был
период спокойного хозяйственного и культурного развития. Однако и перед
трипольскими племен Среднего Поднепровья появилась общая для всех трипольских
племен проблема относительного перенаселения. Для того, чтобы спасти себя от
голода и нищеты, они вынуждены были расселяться на новые земли. С востока на
Левобережье трипольцам противостояли воинственные степные скотоводческие
племена. Поэтому местное трипольское население перебралось дальше на север и
северо-восток, в районы, где проживали ниже по уровню развития племена с
неолитическим характером хозяйства, культуры и быта. Отдельные родовые общины
трипольцев постепенно продвигались дальше на север от устья Стугны, осваивая
новые земли в Поднепровье.
Оказавшись в среде хоть и послабее, но чужих и враждебных
племен, трипольские родовые общины для
основания поселений выбирали хорошо защищены в природном отношении места. Это
были небольшие поселения, насчитывающие десяток жилищ. Сначала сооружались
временные жилища земляночного типа, а впоследствии, прижившись на этих местах,
переселенцы начали строить типичные для трипольцев долгосрочные наземные жилища.
Постепенно трипольские племена, продвигаясь все дальше на север и
северо-восток, дошли до устья Десны, перешли на левый берег Днепра, основали
свои поселения выше по Десне, на востоке они достигли г. Трубежа .
Со временем в этом районе возникло еще одно родоплеменное
объединение с весьма своеобразной, во многом отличной от других трипольских
топоров племен материальной культурой, которая получила название софиевской (от
д. Софиевки вблизи Киева, где впервые было открыто и исследовано трипольский могильник).
Софиевские племена, кроме производства обычных для
энеолитических племен орудий труда и предметов быта, много внимания уделяли
изготовлению оружия. Это были преимущественно оригинальные по форме каменные
боевые топоры и молоты, а также небольшие, хорошо обработанные кремневые
наконечники к стрелам. Из меди производились кинжалы, наконечники копий и
дротиков, украшения, подвесные кольца.
Вместе с тем в материальной культуре софиевские племена
сохраняли много специфические черты, присущих трипольской культуре в целом. В
частности, в них прослеживается трипольская традиция расписывать красками
глиняная посуда. Сохранилась также традиционная трипольская антропоморфная
пластика.
Софиевские племена продолжали развивать
земледельческо-скотоводческое хозяйство. Особого мастерства они достигли в
изготовлении серпов из крупных кремневых пластин. Софиевке не теряли связей с
соседними и отдаленными трипольскими племенами. Путем обмена они получали
разнообразные изделия, преимущественно украшения, с Кавказа, а также сырье и
медные изделия с Балкан и Прикарпатья.
Немного известно об исторической судьбе софиевским племен. Вероятно,
что они, как и остальные трипольские племена, примерно в конце III тысячелетия были
покорены, а со временем и ассимилированы другими племенами, возможно -
племенами так называемой среднеднепровской культуры.
В течение определенного времени трипольские племена в других
районах, в частности на Волыни, еще сохраняли некоторые особенности своей
культуры и быта. Но во второй половине III тысячелетия до н. э. в материальной
культуре всех трипольских племен
прослеживается нивелирования. Когда такие довольно своеобразные в
этнографическом отношении районы, как Верхнее Поднестровья, Побужье и Волынь,
на финальном этапе истории трипольских племен по характеру материальной
культуры уже мало чем отличались друг от друга. Под влиянием нависшей опасности
как с запада (со стороны племен культуры шаровидных амфор), так и с востока (со
стороны племен ямной культуры) состоялся процесс консолидации трипольских
племен, который нашел отражение в однотипности материальной культуры на всей
территории их распространения.
В Украине обнаружено огромное количество - более тысячи -
памятников трипольской культуры. Следы трипольцев найдено и в Покутских Карпатах,
вблизи соляных источников, где они вываривали соль и строили оборонительные
городища. Населения на всей территории трипольской культуры составляло менее
1млн. В основном это были родовые или племенные длительные поселения,
насчитывавшие от десятка до сотни жилищ и хозяйственных построек. Такие поселки
имели четкое планирование - все строения были расположены несколькими рядами
или концетричними кругами вокруг большой площади, на которой стояли одна или
несколько общественных сооружений-святилищ. От площади радиально расходились
улицы, вдоль которых были расположены и жилища. Жилища трипольцев были
преимущественно наземными и различными по размерам (площадью от 30 до 150 м2).
Конструкция их была достаточно сложной: пол выкладывалась на деревянном помосте
из глиняных опаленных валков и сверху обмазывались глиною. Стены сооружались на
деревянном каркасе и тоже обмазывались глиной, двускатная крыша перекрывался
соломенными или камышовыми снопами. Часто жилья имели крыльцо. Окна были
небольшими и округлыми. Внутри могла быть одна, две или три комнаты. В каждой
комнате помещались печь, лежанка, семейный алтарь-жертвенник. Снаружи стены
жилищ разрисовались вертикальными полосами красного, желтого и белого цветов.
Разрисовывались карнизы окон и дверей, стены в середине.
На Уманщине, в середине течения Южного Буга , а также в
междуречье Днестра и Прута обнаружены огромные поселения площадью в 400 га,
которые насчитывали более 2000 жилищ, расположенных концетричними кругами.
Здесь уже существовала квартальная застройка, многие дома строили двухэтажными.
Это были в то время крупнейшие в Европе, а возможно, и в мире первые настоящие
протогорода, в каждом из которых проживало до 25 тыс. человек.
Высокое развитие земледелия, скотоводства, зачатки ремесел
привели к социальной дифференциации общества. Важно сказать о структеризации труда, о чем свидетельствует наличие
трипольцев, что занимались сугубо живописью. Наличие сокровищ свидетельствует о
накопления богатства в руках отдельных индивидуумов.
Итак, проанализировав материал можно сказать, что
трипольськие племена были довольно сильно развитыми в культурном, социальном и
экономическом плане, учитывая время в который существовали трипольские племена.