Обезьяны
типа австралопитека под давлением борьбы за существование в корне изменили свой
образ жизни, перейдя в поисках пищи от лазания по деревьям тропического леса к
наземной жизни. Одновременно открылисьи совершенно новые возможности для
развития мозга этих обезьян, определявшиеся переходом к прямой походке, а также
тем, что голова стала постепенно приобретать вертикальное положение.
Но
самое существенное, решающее, заключалось при этом вовсе не в одних только
чисто биологических предпосылках становления человека, блестяще вскрытых
Дарвином.
Основоположники
марксизма установили тот важнейший факт, что все эти биологические предпосылки
могли быть реализованы, могли послужить основой перехода от животного состояния
к человеческому не сами по себе, а только .благодаря труду. В своём
замечательном произведении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в
человека» Ф. Энгельс писал: «Труд — источник всякого богатства, утверждают
политико-экономы. Он действительно является таковым наряду с природой,
доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто
бесконечно большее, чем это. Он — первое основное условие всей человеческой
жизни, и притом в такой степени, что мыв известном смысле должны сказать: труд
создал самого человека»(Ф. Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны
в человека, М. 1953, стр. 3.).
Позднетретичные
обезьяны типа австралопитека ещё не умели выделывать искусственные орудия и
пользовались лишь готовыми, имеющимися в природе,— палками и камнями. Но они,
повидимому, уже не могли существовать без употребления таких, хотя бы вначале
данных самой природой, орудий, потому что не имели естественного вооружения,
которое могло бы противостоять естественному вооружению их кровожадных
противников из мира хищных зверей — у них не было ни острых когтей, ни таких
зубов, как у хищников.
Но зато
в постоянном употреблении, а затем в изготовлении орудий (сначала в виде
простых палок и острых камней) зарождалась трудовая деятельность, на первых
порах ещё в значительной мере инстинктивная, затем всё более систематическая и
осознанная. Трудовая деятельность была не индивидуальной, а коллективной,
объединявшей и сплачивавшей стадные группы наших отдалённейших предков такими
крепкими и гибкими узами, каких не знает и не может знать никакое другое
животное, также ведущее стадный образ жизни.
В
процессе закрепления, развития и усложнения этой первичной трудовой
деятельности столь же медленно, но неудержимо и последовательно изменялся весь
организм наших предков. В первую очередь всё более и более развивались их руки,
а вместе с ними и мозг. Углублялась и расширялась высшая нервная деятельность.
На
начальном этапе формирования человека, к которому относится появление обезьян
типа австралопитека, назревали, разумеется, только предпосылки для возникновения
трудовой деятельности. Но именно отсюда, из отдалённей шей глубины тысячелетий,
начинается дорога к труду в настоящем смысле этого слова, к намеренному
изготовлению искусственных орудий первобытными людьми.
Значение
второго этапа, связанного с изготовлением орудий труда, исключительно велико. С
ним начинается развитие человека в собственном смысле этого слова, а вместе с
тем — история общества, история человеческого мышления и речи. Правда, первые
выделившиеся из животного царства люди были ещё, по словам Энгельса, так же не
свободны, как и сами животные. Но каждый шаг в развитии труда был шагом к
освобождению человека от полного подчинения стихийным силам природы.
В
труде, в добывании средств существования при помощи искусственно произведённых
людьми орудий труда возникали и укреплялись социальные связи: стадо обезьян,
взявших палки, постепенно и очень медленно превращалось в человеческий
коллектив — в общину первобытных людей.