Не может быть сомнения в том, что, прогрессивное .развитие
труда и общества вызывало соответствующие прогрессивные изменения в сознании, в
мышлении первобытного человека. Существуют идеалистические теории, пытающиеся
доказать, что мышление первобытного человека было будто бы насквозь
иррациональным и мистическим, что наши далёкие предки имели якобы целиком
ложные, в корне неправильные, полностью превратные и фантастические
представления о действительности.
Однако достаточно ознакомиться с действительным процессом
развития первобытного человека и его культуры, чтобы убедиться в обратном.
Совершенно ясно, что если бы содержанием сознания наших первобытных предков
были не реальные представления, соответствующие объективной действительности и
являющиеся верным в своей основе отражением законов и явлений реального мира, а
лишь какие-то мистические представления и беспочвенная фантастика, то
человечество не. смогло бы успешно развиваться дальше. Если бы сознание
первобытного человека в какой-то степени не отражало объективной
действительности в её настоящем и подлинном виде, он не смог бы противостоять
силам природы и стал бы в конечном счёте их жертвой. Имея так называемое
мистическое мышление, человек не смог бы изготовлять свои орудия и
совершенствовать их.
Путь от незнания к
знанию, от смутных, неясных, а также ложных представлений о действительности к
более точным и верным представлениям был, конечно, крайне медленным и трудным.
Но именно потому, что эти положительные знания, лежавшие в основе сознательной
деятельности человека и в основе его, мышления, последовательно нарастали и
обогащались, человек шёл всё вперёд и вперёд.
Развитие сознания первобытного человека имело в своей основе
последовательный рост его трудовой деятельности, его повседневную трудовую
практику, как единственный источник познания и критерий достоверности
представлений об окружающем мире.
Развитие ума неандертальского человека с особой наглядностью
отражено в дальнейшем совершенствовании его орудий труда. О более сложной
умственной деятельности мустьерского человека по сравнению с его примитивными
предками свидетельствует наличие в конце мустьерского времени искусно
выполненных красочных пятен и полос. Таковы довольно широкие полосы красной
краски, нанесённые рукой неандертальского человека поперёк небольшой плитки
камня, обнаруженной при раскопках мустьерского поселения в пещере Ля-Ферраси
(Франция).
Неандертальский человек ещё не мог нарисовать или вылепить
фигуру зверя. Однако уже в конце мустьерского периода заметны первые попытки
намеренно изменить форму камня не только для того, чтобы сделать из него орудия
труда. В мустьерских отложениях обнаружены плиты камня с искусно выдолбленными
углублениями, так называемые «чашечные камни». На плите из Ля-Ферраси чашечные
углубления располагались не поодиночке, а компактной группой и притом так, что
в их размещении обнаруживается какая-то связь.
Конечно, было бы неправильно чрезмерно переоценивать и
преувеличивать степень развития отвлечённого мышления у неандертальцев. Ещё
более резко следует подчеркнуть и то обстоятельство, что первобытный человек
вовсе не был свободен от ложных, неправильных представлений о себе самом и об
окружающем его мире, так как делал только лишь первые шаги от незнания к
знанию, так как ежечасно, ежеминутно ощущал свою слабость в борьбе с природой и
зависимость от её стихий.