Большое значение имеют находки останков близких к синантропу
существ в других странах. Таковы зубы, найденные в 1948 г. на севере Вьетнама,
сходные с зубами синантропов; две челюсти, близкие к челюсти гейдельбергского
человека, обнаруженные в 1949 и 1950 гг. в пещере Сварткранс, на юге Африки;
коренной зуб, найденный в Трансваале в 1938 г., принадлежащий какому-то
представителю древнейших людей, близкому к синантропу.
Человекообразное существо, которому принадлежали кости,
обнаруженные в пещере Сварткранс, имеет черты, близкие как к синантропу из
Китая, так и к гейдельбергским людям из Европы. В 1935 г. у озера Эяси, в
Восточной Африке, обнаружены остатки черепов таких же близких к синантропу
существ, которые получили название африкантропов. Не менее интересной,— как
новое указание на тот факт, что останками синантропа и близких к нему по облику
существ представлен определённый этап эволюции человека,— является находка
одной нижней челюсти в 1953 г. в Макапансгате (Центральный Трансвааль, Африка).
Челюсть эта, обнаруженная в известняковом карьере, принадлежала взрослой,
повидимому, женской особи существа, названного «прометеев австралопитек», и
очень похожа на челюсть синантропа из Чжоукоудяня.
На территории
Советского Союза ашельские орудия, свидетельствующие о наличии здесь в то время
древнейших людей, обнаружены сейчас целыми сериями на Северном Кавказе, в
Абхазии, Армении, Южной и Северной Осетии. Следы пребывания человека этого или
очень близкого времени найдены сейчас и в Туркменистане — у берегов Каспийского
моря, а также на высотах Тянь-Шаня — в Киргизии.
Таким образом, на огромном пространстве южных областей Азии,
на юге Европы, а также в Африке вплоть до её крайних южных областей в
среднеплейстоценовое время, перед великим, или максимальным, оледенением
Северной Европы и Северной Азии. уже жили древнейшие люди, стоявшие по степени
развития их орудий труда на уровне ашельской культуры, а по физическому облику
близкие к синантропу.
На всей этой территории неуклонно шёл прогрессивный процесс
развития первобытного человечества, имевший в своей основе развитие труда,
укрепление общественных связей.