На исходе Древнего царства один номарх напоминал жителям
области и соседям, что никогда не порабощал он дочери кого-либо из них. При VI
династии младший брат одного сановника, рассказывая, как он в течение 20 лет
управлял его хозяйством, добавлял, что никогда не бил там какого-либо человека
так, чтобы тот «пал под пальцами» его, и никогда не порабощал там никаких людей
(мужчин и женщин).
Об этом писали как о добродетели; следовательно, порабощение
было сравнительно обычным делом в Древнем царстве.
Судя по имеющимся данным, жрецы, которым поручалось
обслуживание заупокойного культа знати, могли иметь лично им принадлежащих
рабов; помимо этого, в зависимом положении состояли при них иногда и их младшие
родственники. Таким жрецам выделялись в пользование в виде оплаты за службу
вместе с пашней и «всякой вещью» также и люди, причём при IV династии или в
начале V династии вельможа в завещании запрещал заупокойным жрецам продавать
этих людей кому бы то ни было или завещать на сторону. Это значит, что таких людей
можно было продавать и покупать и что вообще существовал рабский рынок. О
покупке людей для того, чтобы они выполняли различные службы по умершему,
сообщает другая надпись, обозначающая их словом, которое можно передать как
«купленники». Два карлика «купленника» с египетскими именами изображены в
гробнице вельможи V династии в качестве личных слуг хозяина: один — с его
переносным ложем и изголовьем, другой — с его тростью и обувью.
В той же гробнице прямо над карликами представлены двое слуг
— «эфиопы», резко отличавшиеся по виду от своих египетских собратьев, несмотря
на египетские имена: один — «провожатый» с дорожным мешком и умывальным
прибором, другой — «ключник» с хозяйской одеждой. Такого «эфиопа» с господским
мешком (возможно, с одеждой) и сандалиями мы видим в гробнице одного из
царевичей V династии. Впоследствии слово «эфиоп» применительно к слугам
означало «эфиопский раб».
Невольники-эфиопы могли быть из пленных. Древнее царство
постоянно воевало с соседними племенами, и пленных брали тогда немало. При
первом царе IV династии, Снефру, было уведено в плен мужчин и женщин — один раз
7 тыс. эфиопов, другой раз 1 100 ливийцев. Ливийских пленных изобразил в
поминальном храме второй царь V династии, Сахура. При VI династии номарх
Элефантины доставил в столицу из Эфиопии «большое число» пленных, а
общеегипетское ополчение взяло на северо-востоке (где-то в Азии) пленных «очень
много». Под одним из годов основателя V династии Усеркафа летопись упоминает о
70 иноземцах (иноземках?), доставленных в виде дани, очевидно, храму при
царской пирамиде.
Приведённые свидетельства указывают на значительное
распространение рабовладения в Египте Древнего царства, и не только в верхах
общества, но и в средних слоях населения.
Но если покорённые чужеземцы легко могли быть обращены в
рабство, то не так просто обстояло дело с порабощением своих же соплеменников.
Правда, из сказанного выше видно, что соплеменников можно было полностью
поработить, может быть, посредством долговой кабалы или другими способами. Но были
и такие соплеменники, которые, хотя и эксплуатировались знатью
рабовладельческими методами, отличались от собственно рабов. Такой
непосредственный производитель материальных благ, даже лишённый уже фактически
средств производства, сохранял ещё известные признаки прежнего состояния и мог
обладать некоторым имуществом.