Самую яркую и вместе с тем неожиданную, с точки зрении
старых представлений о палеолитическом человеке, характеристику его жизни дают
поселения. Исключительно важное значение в деле изучения жизни
верхнепалеолитического человека имеет при этом методика раскопок его поселений,
разработанная советскими археологами, поставившими целью выяснение тех сторон
жизни людей ледникового времени, которые оставались меньше всего выявленными и
наиболее тёмными, — их образа жизни, домостроительства и общественного уклада.
Новая методика раскопок, имевшая целью раскрыть облик
поселений и жилищ древних охотников, строилась на ином, чем прежде, отношении
исследователей к раскопкам культурного слоя. Если раньше в таком слое видели
беспорядочное нагромождение «кухонных отбросов» и соответственно раскапывали
его, то теперь было установлено, что под видимой беспорядочностью и случайным
характером отвалов скрывается определённая, нередко весьма стройная, картина
исчезнувших древних жилищ и целых посёлков, с характерной для них сложной
жизнью, со своеобразным внутренним распорядком.
Таким образом, пришлось существенно изменить и общий взгляд
на жизнь верхнепалеолитических обитателей не только Русской равнины, но и всей
Европы. В людях верхнего палеолита раньше видели бродячих жалких дикарей,
непрерывно передвигавшихся с места на место, не зная покоя и более или менее
прочной оседлости. Теперь по-новому раскрылся и общий уклад их жизни и их
общественный строй.
Особенно богатый материал для характеристики поселений
палеолитического человека был обнаружен при раскопках в селе Костёнках, на
Дону, вблизи Воронежа. Костёнки издавна славились обилием ископаемых костей
животных, отчего село получило и своё название. Костями гигантских животных из
этих мест заинтересовался в своё время Пётр I. Но полностью значение костёнковских
памятников палеолита для истории древнейшего населения Европы раскрылось только
после 1917 г.
В первые же годы
Советской власти здесь были обнаружены новые замечательные памятники
палеолитического периода, показавшие, что этот район является единственным по
богатству средоточием выдающихся памятников верхнепалеолитического времени в
Восточной Европе. Исследования Академии наук СССР показали, что здесь находился
ряд лагерей охотников, на месте которых и были найдены следы палеолитических кострищ,
а также многочисленные изделия того же времени из кремня.
Совершенно исключительная по выразительности и масштабам
картина жилища древних охотников на мамонта раскрылась, например, в одном из
многочисленных костёнковских поселений — в Костёнках I. Изучая это место,
археологи выяснили, что кострища, кости животных и обработанные рукой человека
кремни заполняли здесь основание древнего жилища, за пределами которого находки
встречались лишь изредка.
Древнее жилище, вскрытое в Костёнках I раскопками 1931—1936
гг., имело в плане овальные очертания. Длина его была 35 м, ширина — 15—16 м.
Жилая площадь достигала, таким образом, размера почти 600 кв. м. При таких
больших размерах жилище, естественно, не могло обогреваться одним очагом. В
центре жилой площади, по длинной её оси, тянулись симметрично расположенные, с
интервалами в 2 м, очажные ямы. Очагов было 9, диаметром около 1 м каждый. Эти
очаги были покрыты сверху толстым слоем костной золы и обуглившихся костей,
употреблявшихся в качестве топлива. Очевидно, обитатели жилища перед тем, как
оставить его, запустили свои очаги и долго не чистили их. Они оставили также и
неиспользованные запасы топлива в виде костей мамонта, находившихся вблизи
очагов.
Один из очагов служил при этом не для отопления, а для
совершенно иной пели. В нём обжигали куски бурого железняка и сферосидерита,
добывая таким образом минеральную краску — кровавик. Эта краска употреблялась
жителями поселения в таком большом количестве, что слой земли, заполнявший
углубление жилища, местами был сплошь окрашен в красный цвет различных
оттенков.
Обнаружилась и другая характерная черта внутреннего
устройства большого жилья в Костёнках I. Рядом с очагами или несколько в
стороне от них были найдены крупные трубчатые кости мамонта, вертикально врытые
в землю. Судя по тому, что кости были покрыты зарубками и насечками, они
служили своего рода «верстаками» для древних мастеров.
Основная жилая площадка была окаймлена дополнительными
помещениями— землянками, расположенными по её контуру в виде кольца. Две из них
выделялись среди других своими более крупными размерами и были расположены
почти симметрично по правую и левую сторону основного жилища. На полу обеих
землянок замечены остатки костров, отеплявших эти помещения. Крыша землянок
имела каркас из крупных костей и бивней мамонта. Третья большая землянка
находилась в противоположном, дальнем, конце жилой площадки и, очевидно,
служила складочным помещением для частей туши мамонта.
Любопытным бытовым штрихом являются здесь также специальные
ямки — хранилища для особо ценных вещей. В таких ямках найдены были
скульптурные изображения женщин, животных, в том числе мамонта, медведя,
пещерного льва, украшения из коренных зубов и клыков хищников, главным образом
песца. Кроме того, в ряде случаев обнаружены были отборные кремнёвые пластины,
лежавшие по нескольку штук вместе, крупные наконечники отличного качества,
повидимому, намеренно скрытые в специально вырытых углублениях. Учитывая всё
это и отмечая, что статуэтки женщин были разбиты, а на полу жилища вообще
оказались преимущественно малозначительные вещи, один из исследователей
костёнковских стоянок — П. П. Ефименко полагает, что большое жилище Костёнок I
было брошено «при чрезвычайных обстоятельствах». По его мнению, жители покинули
свой дом, захватив все наиболее ценные вещи. Они оставили на месте только то,
что было заранее спрятано, в том числе статуэтки. Враги, обнаружив статуэтки
женщин, разбили их, чтобы тем самым уничтожить родовых «покровителей»
костёнковской общины и нанести ей ещё больший ущерб.
Раскопки в Костёнках вскрыли, таким образом, картину
домашней жизни целой общины, в которую входили десятки, а может быть и сотни
людей, обитавших в обширном, уже достаточно хорошо по тому времени устроенном,
сложном по конструкции общем жилище. Эта сложная и вместе с тем стройная
картина древнего поселения наглядно показывает, что в жизни его обитателей
существовал определённый внутренний распорядок, который строился на
унаследованных от предшествующих поколений традициях, на строго определённых
необходимостью и обычаем правилах поведения её членов. В основе этих традиций
лежал непрерывно нараставший в ходе тысячелетий опыт коллективной трудовой
деятельности. Вся жизнь палеолитической общины основана была на совместном
труде её членов, на их общей борьбе с природой.
Среди палеолитических статуэток преобладают, однако,
изображения не одетых, а обнажённых женских фигур. Самое большее, что у них
имеется из одежды, это более или менее широкий поясок на бёдрах или что-то
вроде широкого треугольного хвоста, опускающегося^ сзади, как это видно на
известной статуэтке из Леспюг (Франция). Иногда видна как будто татуировка.
Большое внимание уделялось женщинами причёске, порой весьма сложной и пышной. Волосы
то падают вниз сплошной массой, то собраны концентрическими кругами. Иной раз
они расположены зигзагообразными вертикальными рядами.
Внутри своего низкого и тесного полуподземного зимнего
жилища люди палеолитического времени, очевидно, пребывали обнажёнными или
полуобнажёнными. Только вне жилья они появлялись в одежде из шкур и меховом
капюшоне. В таком виде они и представлены в произведениях палеолитических
скульпторов — в меховой одежде или нагими с одним только пояском на теле.
Палеолитические статуэтки интересны не только тем, что они
правдиво передают облик людей верхнего палеолита, но и тем, что ими
представлено искусство ледникового времени.