Наши сведения об общественном строе Египта периода Раннего
царства скудны и неполны. Источники говорят о большом царском хозяйстве,
тщательно управляемом и выпускавшем разные изделия. Печати на глиняных пробках
винных сосудов при обеих первых династиях упоминают названия царских
виноградников и звания ответственных за эти хозяйства сановников. До нас дошло
много печатей, которыми были опечатаны продукты, изготовленные в царских
хозяйствах, причём значительная часть таких печатей была найдена вне царских
гробниц, в погребениях знатных, а подчас и незнатных людей, которые получали
припасы из царского хозяйства.
Надписи II династии упоминают «мастерские пищи». О
существовании тогда в больших хозяйствах различных мастерских может свидетельствовать
«печать судостроительного (или, быть может, шире — деревообделочного)
заведения», принадлежащего хозяйству «матери детей царя». Одновременно эта
печать показывает, что уже в конце II династии внутри самой царской семьи
хозяйство царицы было отдельным от хозяйства царя, совсем как в последующие
времена. Выделение «дома царя» предполагает существование при I и II династиях
и «домов» (хозяйств) нецарских.
Но кто же работал в царском хозяйстве или в других больших
владениях? Источники, к сожалению, отвечают на этот вопрос недостаточно полно.
Среди надгробных надписей царских приближённых и слуг I
династии имеется по меньшей мере одна, в которой погребённый прямо называется
«рабом». Возможно, этот «раб» был царским невольником, скорее всего домашним
слугою царя. К этому времени слово «раб» уже должно было стать настолько
обычным в языке египтян, что во времена I династии жрецов назы вали «рабами»
того или иного божества.
Откуда брались рабы? В период Раннего царства велось немало
войн внутренних и внешних. Связанный пленник был излюбленным сюжетом в
тогдашнем изобразительном искусстве. Иногда пленные изображались целыми
вереницами, связанные каждый по рунам и все вместе за шеи. Иногда захваченными
в плен оказывались иноземцы, но в большинство случаев изображенные пленные
могут быть приняты и за египтян.
На некоторых изображениях представлено убиение пленныхых, на
других показывался только их угон. Один из царей I династии хвалился тем, что
взял 120 тыс. пленников. Так как он воевал с непокорным Нижним Египтом, вполне
вероятно, что пленники могли происходить оттуда. Сомневаться в достоверности
приведённой цифры нет оснований. Число повстанцев Нижнего Египта, павших в бою
с одним из царей II династии, как оно передано надписями того времени, тоже
громадно (48 205 или 47 209). 120 тыс. пленных названы в качестве добычи после
перечисления количества захваченного скота. Уже это указывает на хозяйственное
использование пленных. Было бы, однако, неосторожно сводить раннеегипетское
рабство только к использованию труда военнопленных, хотя об эксплуатации
рабов-соплеменников и нет определённых данных.
Раскопки мест погребений, производившиеся за последние
десятилетия подле «Белых стен» — так первоначально, а иногда и позже именовался
нижнеегипетский город Мемфис,— наглядно раскрыли перед нами всю глубину
общественного расслоения Египта уже в середине I династии.
Как крепость высилась кирпичная громада усыпальницы важного
сановника, снаружи вся украшенная выступами и нишами, внутри полная потайных
помещений, заваленных богатой утварью и припасами. С юга подле усыпальницы
находилось 19 небольших ям, и в каждой было по деревянному гробу со скорченным
человеческим трупом, завёрнутым в тонкую ткань. В каждой такой могиле лежало
немного простой посуды, некогда с припасами. Но одна (двадцатая) могила была
побольше, гроб в ней покрупнее, и мертвец лежал в полусогнутом положении.
Восточнее усыпальницы было несколько крошечных могил с птичьими трупиками,
обвитыми тонкими тканями и лежавшими в деревянных ларцах, из которых один был
отделан слоновой костью и чёрным деревом; в каждой могилке было по маленькому
сосуду. По соседству было 7 погребений, во всём подобных птичьим, с той только
разницей, что погребены здес были собаки. При пернатых и четвероногих
«покойниках» был зарыт и человек, очевидно, их сторож. Он похоронен без всякого
гроба, только в саване, около него находилось несколько горшков.
Всё это очень показательно. Вельможа погребён по-царски. Как
царь, он окружён и по смерти своими людьми. С ним похоронены и его пернатые и
четвероногие любимцы. Его люди — возможно, его рабы — были похоронены не лучше,
а то и хуже птиц и собак. Таким образом, здесь с полной наглядностью
представлены две крайние противоположности в египетском обществе.
Раскопки вскрыли существование и средней прослойки населения
столицы того времени — середины I династии. В той же местности, где находилась
описанная усыпальница, было откопано скромное кладбище. Из откопанных могил,
общим числом в 231, несколько высечено в каменной почве, но подавляющее
большинство могил — просто ямы, вырытые в слежавшемся песке. Только единичные
могилы из числа высеченных в скале отделаны изнутри сырцовым кирпичом, и лишь
две могилы разгорожены внутри кирпичными стенками на склеп и кладовые. В
некоторых могилах не было никакой утвари, в других была лишь глиняная посуда. В
ряде могил была обнаружена и дорогая каменная посуда отличной работы. Притом
такая же посуда была обнаружена даже в некоторых простых ямах. В одной такой
могиле были найдены два набора игральных пешек из слоновой кости, в другой —
изящная булавка, большая медная чаша.
Таким образом, перед нами кладбище и бедняков, и людей с
достатком. Какая разница между этими погребениями и усыпальницами знати?
Столичная знать, располагавшая людьми и богатствами, — вот
кто вершил уже тогда судьбами страны. Глядя на гробницы вельмож, почти не
уступавшие царским, можно заключить, что при I династии сам царь не выделялся в
окружении могущественных вельмож, хотя он и был их главой. Гробница иного
сановника затмевала царскую.