Берегиня (обычно во мн. ч. — берегини) — в
восточнославянской мифологии женский персонаж, упомянутый в церковных поучениях
против язычества. Образ и функции берегинь остаются неясными и дискуссионными.
Церковнославянские поучения против язычества перечисляют
берегинь в числе второстепенных персонажей — в частности, они нередко
упоминаются сразу после упырей. Книжники упоминают, что берегинь было тридцать
или «тридевять сестриц», что связывает их с сёстрами-лихорадками из апокрифов
византийского происхождения.
В связи с явной недостаточностью источниковой базы для
реконструкции образа берегинь, немного осветить эту проблему может выяснение
этимологии слова берегиня. «Этимологический словарь славянских языков»
реконструирует форму *bergyni «береговая фея, русалка», и возводит её к
праслав. *bergъ «берег». Русалками берегинь считал ещё В. Даль в своём
«Толковом словаре». Однако С. Л. Николаев (российский лингвист и энтомолог) и
А. Б. Страхов (российско-американский учёный-этнолингвист и русский поэт)
считают связь русалок с берегинями, а берегинь с берегом надуманной, равно как
и связь русалок с берегом в народных представлениях не очень отчётлива. Слово
др.-рус. берегыни, очевидно, является народным переосмыслением праслав.
*pergyni (в связи с беречь, оберег и др.). Слав. *pergyni, pergynja считается
германским заимствованием — из герм. *fergunia, в значении «дубовое» или
«лесное божество». С культом деревьев и растительности связаны и возможные
реликты культа берегинь, зафиксированные этнографическими записями.
У украинцев отмечена перегеня — ряженая девушка, пугающая,
шутки ради, подруг: в вытянутые вверх руки она брала клубок, изображающий
голову, а руки и плечи закрывались одеждой. В Каневском уезде Киевской губернии
перегеней называли обряд, сопровождающий прополку свёклы, и главный персонаж
этого обряда. Главным героем обряда была самая проворная в работе девушка.
Перегеню обвивали красными поясами, снятыми со всех участниц прополки, оставляя
открытыми лишь глаза и рот. Обматывались и поднятые над головой руки, в которых
девушка держала цветок. Нередко перегеню несли на плечах. В одном ряду с данным
обрядом стоит украинский обряд «Тополя», родственный русским семицким обрядам с
берёзкой.