В начале III тысячелетия до н. э. на территории Двуречья
возникают первые государства как необходимое средство удержания рабов в
подчинении и обеспечения для рабовладельческой знати, выросшей из племенной
аристократии, её господствующего положения в обществе. Государство должно было
охранять новые формы собственности и способствовать дальнейшему развитию
рабовладельческих отношений.
Рабы частью принадлежали знати, частью — государству, т. е.
в конечном счёте тем же рабовладельцам. Часть освоенной территории, орошаемой
разливами рек, была уже не коллективной собственностью отдельных общин, а
собственностью государства. Собственность на орудия труда и домашний скот была
частная, причём о равенстве в этом отношении уже не могло быть и речи. С
появлением государства храмовое хозяйство из общеплеменной собственности стало
по существу государственной собственностью. Продукция храмового хозяйства шла в
основном на содержание государственного аппарата и жречества.
Представители рабовладельческой знати занимали все
государственные посты, а также основные жреческие должности. Таким образом,
помимо того что они имели свои крупные хозяйства, они могли в своих интересах
использовать то, что находилось в государственной собственности, и в первую
очередь землю.
Конечно, эти государства ещё были весьма примитивными, в
общественной жизни. ещё очень сильны были пережитки первобытно-общинных
отношений. Если даже в самых развитых рабовладельческих государствах
значительно более позднего времени общество не состояло только из рабов и
рабовладельцев, то это тем более относится к рабовладельческому обществу на
ранних ступенях его формирования.
Большинство населения Двуречья не только в начале III
тысячелетия до н. э., но и много позже, несомненно, составляли общинники. Но
общинники уже не были, как прежде, независимыми: те взносы, которые ими раньше
делались , в общеплеменную казну с их собственного согласия, отныне
превращались в обязательный государственный налог, а их работа на общественные
нужды превращалась в тяжёлую повинность, в работу на эксплуататорскую верхушку
общества и на нужды находившегося в её руках государственного аппарата.
Свободные общинники ещё сохраняли, однако, фактическое
владение большей частью обрабатываемой земли. Процесс их обезземеливания был
очень длительным вследствие того, что владение землёй было коллективным, а
отнять землю у общины, пока она оставалась прочной и сплочённой, было делом
сложным и трудным. Свободные общинники составляли основную производительную
часть населения на территории, ставшей пригодной для земледелия; на первых
порах они были также основной военной силой в ополчении. Государственный строй
в течение некоторого времени ещё сохранял формальные элементы племенной
демократии: продолжали существовать народное собрание, или собрание воинов,
совет старейшин. По мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений,
разложения общины и падения роли свободных общинников практически отбрасываются
и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках класса
рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя.