Внутреннее устройство Элама во II тысячелетии до н. э.
Внутреннее устройство Элама во II тысячелетии до н. э.
В этот период вновь начинает играть крупную роль Элам. Даже
при III династии Ура Элам не был в такой степени включён в состав
шумеро-аккадского государства, как другие завоёванные Уром области; в различных
городах и областях Элама продолжали царствовать местные правители. После
разрушения государства III династии Ура, в чём приняли участие и эламиты, Элам
вновь приобретает независимость.
Как и в Вавилонии, в Эламе этого времени усиливается рост
частных хозяйств и частного рабовладения, о чём свидетельствуют правовые
документы, в довольно значительном количестве дошедшие до нас.
Для эламского права является характерной жестокость
наказаний, не свойственная вавилонскому праву, которое в других отношениях
оказало сильное воздействие на право Элама. Процессы развития
рабовладельческого общества и разорения беднейших свободных масс шли в Эламе
аналогично тому, как это происходило и Двуречье, о чём свидетельствует тот
факт, что уже в первой половине II тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье
имелись сельскохозяйственные наёмные работники—эламиты. Несмотря на
значительное расслоение в сельских общинах, в Эламе и в позднее время — вплоть
до I тысячелетия до н. э.— имелось сильное войско, состоявшее, вероятно, из
ополченцев. Это, возможно, объясняется тем, что в горных областях Элама дольше
сохранялись порядки военной демократии и процесс классового расслоения в
меньшей мере коснулся местного свободного населения.
Отдельными областями правили цари, или «отцы» (адда), причём
власть хотя наследовалась в пределах рода, но передавалась не от отца к сыну, а
от дяди к племяннику (сыну сестры), т. е. по материнской линии; выражение «сын
сестры» вообще означало «потомок», «член данного рода». Области Элама
(возможно, соответствовавшие территориям первоначальных племён) находились под
общей гегемонией верховного вождя, носившего титул «великого посланца»
(по-шумерски—суккальмах). Правители областей находились по большей части в
ближайшем родстве с «великим посланцем», и по смерти его один из них (быть
может, по выбору) занимал его место, другие же, повидимому, менялись при этом
своими местами в определённом иерархическом порядке.
Из факта существования подобного государственного устройства
можно заключить, что в Эламе в условиях несомненного господства порядков
классового общества, повидимому, всё ещё существовали значительные пережитки
родо-племенных отношений и даже материнского рода (вероятно, главным образом в
горных областях; высказывается мнение, что правившая в это время в Эламе
династия происходила именно оттуда). Господство в стране в целом принадлежало
крупнейшей родо-племенной по своему происхождению знати, представителями
которой были правители отдельных областей.
Эти правители областей были достаточно самостоятельными; они
могли, например, вести войны на свой страх и риск. Таким правителем области
был, в частности, Кутурмапук, адда полуаморейской пограничной с Вавилонией
области Эмутбал (Ямутпала), которому удалось посадить на престол Ларсы в XIX в.
до н. э. своих сыновей (одним из них был упоминавшийся выше Римсин). Элам
оказывал временами сильное влияние также на государство Эшнунну; не раз
эламские отряды вторгались в Вавилонию.