Обожествление царской власти по прежнему остаётся важнейшей
чертов религии. XII династия выдвинула культ нового государственного бога —
Амона. Средоточием культа Амона стал в это время город Фивы, на севере
фиванского нома. Амон, которому для придания большего веса приписали кое-что от
верхнеегипетского бога плодородия Мина, был отождествлён с древним
государственным богом Солнца Ра под именем Амон-Ра.
В связи с ростом значения средних слоев населения в
религиозных верованиях происходят некоторые изменения. Простые свободные громко
заявляли о себе, и сам государственный культ отразил в себе их настроения.
Амон-Ра начинает изображаться заботящимся о самых ничтожных тварях, внемлющим
мольбе несчастного, спасающим робкого от гордого, судящим между убогим и
сильным. Таким Амон-Ра изображается в славословии, известном полностью по
рукописи Нового царства (середины XVIII династии) и по отрывкам, сохранившимся
от периода конца Среднего царства. При этом естественно, что учение об Амоне,
как о защитнике бедняков, было средством идеологического воздействия
господствующего класса на широкие массы населения.
Та же XII династия, которая выдвинула Амона, немало
способствовала и возвеличению бога Осириса. После падения Древнего царства
изображения и надписи со стен громоздких усыпальниц вельмож перекочевали на
скромные плиты, доступные и людям среднего достатка; на кладбищах было
множество таких плит. Часть многословных заклинаний из царских пирамид
появилась на стенках деревянных гробов, доступных зажиточным людям. Здесь к
этим заклинаниям были присоединены новые, так называемые «надписи саркофагов»,
а также заклинания, вошедшие в состав ново и позднеегипетских заупокойных
сборников — так называемая древнейшая «Книга мёртвых».
Теперь всякий покойник мог считаться Осирисом, иметь путём
колдовства его преимущества, чтобы существовать в загробном мире. Осирис
сделался общеегипетским богом мёртвых. Возросло значение его города Абидоса и
справлявшихся там священных представлений. XII династия учла всё это и всемерно
содействовала великолепию абидосских торжеств.