Особенно детально изучена культура этого типа по так
называемым трипольским поселениям Украины, Северной Румынии и Молдавии
(Трипольскими они названы по месту первых находок, сделанных украинским
археологом В. В. Хвойко близ села Большое Триполье, Киевской области.).
В Северной Румынии, близ сёл Извоар и Кукутени, и на Украине
по Днестру, близ сёл Дарабани, Незвишки, у Поливанова Яра и в ряде других мест
сожены остатки трипольских поселений. Изучение этих посёлков показало, что
население жило здесь длительное время. Первые дома были построены в начале III
тысячелетия, однако в ряде поселений жизнь продолжалась примерно до XVII в. до
н. э. За этот огромный промежуток времени жизнь трипольцев изменялась. Особенно
это заметно в отношении металлургии; если в древнейших слоях Кукутени
встречаются только отдельные следы изготовления медных изделий, то в позднейших
слоях встречаются уже бронзовые орудия и оружие, сходные с бронзовыми изделиями
других центров Средней Европы. Изменялась и замечательная трипольская посуда,
которая первоначально украшалась резными полосами и лентами, а позднее богато
расписывалась сложными красочными узорами.
Трипольские племена занимали первоначально сравнительно
ограниченную территорию в Восточном и Юго-Восточном Предкарпатье. Их древнейшие
поселения не распространялись восточнее Южного Буга. Однако достигнутый уровень
развития экономики и культуры позволил им во второй половине III тысячелетия до
н. э. освоить обширные территории правобережной Украины, вплоть до Днепра,
продвинуться на юг до Дуная и строить свои поселения на западе — в
Трансильвании до реки Олт. На севере границей трипольских поселений служит река
Тетерев. В Польше они встречаются в районе Кракова.
Трипольские поселения состояли из домов, расположенных по
кругу. Иногда таких кругов несколько. Если допустить одновременность
существования всех домов, то некоторые поселения, например поселение у села
Владимировки на Украине, в районе Умани, состояло почти из двухсот домов,
расположенных по шести концентрическим кругам. Центр трипольских поселений
Украины обычно не застраивался; на обширной площади стояли лишь один-два
больших дома, повидимому служивших местом собраний обитателей посёлка для
обсуждения общинных дел.
Трипольский наземный глинобитный дом состоял из нескольких
помещений, часть которых служила для жилья, а остальные составляли кладовые для
запасов. В каждой комнате стояла топившаяся по-чёрному глиняная печь,
рассчитанная на выпечку хлеба, находились крупные сосуды для хранения зерна и
зернотёрки; в глубине комнаты, у окна, помещался глиняный алтарь с
расставленными на нём статуэтками женских божеств. Устройство дома позволяет
предполагать, что в нём обитало несколько семейных пар. Сам же посёлок являлся
объединением родственных семей, включавших несколько поколений во главе со
старшим в роде. Широко развитый культ женщины-матери позволяет полагать, что
обитатели трипольских посёлков ещё не перешли ту ступень развития
первобытно-общинного строя, которая характеризуется наивысшим развитием
материнского рода. Лишь в XVIII—XVII вв. до н. э. у трипольских племён
усиливается значение в их хозяйстве скотоводства, возрастает роль мужчины и
появляются, особенно в погребальном обряде, черты, позволяющие говорить о
переходе этих племён к патриархату.