Значение ссуд и процентов в хозяйственной жизни Вавилонии
нашло своё отражение не только в деловых документах начала II тысячелетия до н.
э., но и в школьной литературе, восходящей к тому времени. В серии табличек с
характерным заголовком Харра-хубуллу, т. е. «процентный заём», для учебных
целей были собраны шумерские правовые термины, в частности, касавшиеся ссуды и
займа, с их аккадским переводом, как, например, «долговое обязательство»,
«процентный заём», «беспроцентный заём», «лар» и т. д. Об исчислении долговых
процентов трактовали специальные задачи в дошедшей до нас математической
литературе.
В частноправовых документах того времени мы находим
многочисленные свидетельства ростовщических сделок. Сохранились документы,
восходящие к жрицам-затворницам местного храма бога Солнца—Шамаша в городе
Сиппаре. Эти дохристианские «монахини» через своих родственников — отцов и
братьев — производили скупку земель, сдавали в аренду свою землю, давали деньги
в рост, покупали рабов и т. д. В древнем городе Кише были ростовщики, дававшие
взаймы серебром и зерном под залог полей и созревавшей жатвы, скупавшие дома,
закрома, сады, поля и т. д.
Но самые видные представители ростовщического капитала нам
известны в городах Уруке и Ларсе, на юге Шумера. В Уруке была найдена часть
архива двух братьев-ростовщиков, скупивших в течение каких-нибудь 20 лет
буквально за гроши более 40 домов и участков. В документах, найденных при
раскопках в Ларсе, мы видим новый тип работорговца, отличавшегося от
работорговцев предшествовавших периодов тем, что он не на чужбине, а у себя, в
своём родном городе, скупал рабов — своих же собственных сограждан. Два
работорговца, о которых упоминают документы, путём ростовщических операций
превращали своих сограждан в рабов-должников и передавали их в наём на работу
тем, кому требовалась рабочая сила, преимущественно богатым ремесленникам,
имевшим собственные мастерские.
Эти документы вместе с тем устанавливают факт безраздельного
господства рабовладельческой знати в Ларсе во время правления Римсина. Так,
вышеупомянутые работорговцы, сдавая в наём своих рабов-должников, оговаривали
своё право на полное возмещение стоимости раба не только в случае бегства его в
неизвестном направлении, но и в случае бегства его в хозяйство царя, храма или
знатного человека. Очевидно, в то время крупные рабовладельцы располагали такой
силой, что могли безнаказанно принимать в своё хозяйство беглых рабов.
В это время катастрофически учащается продажа родителями
детей. Создалась даже пословица: «Сильный человек живёт руками своими, а слабый
— ценой своих детей».