Отто Скорцени родился 12 июня
1908 в Вене, в семье инженера. В 1926 поступил в Венский технический
университет. Политикой студент Скорцени совсем не интересовался. Так, он всего
лишь один раз принял участие в официальной демонстрации, призывающей к
объединению Австрии с Германией. Хотя эти официальные демонстрации проходили на
его родине ежегодно - после решения парламентов Австрии и Германии в ноябре
1918 объединиться в одно государство (это воссоединение было запрещено
странами, победившими в Первой Мировой войне).
В 1931 Скорцени окончил
технический университет и устроился на работу в небольшую строительную фирму.
Летом 1932, как и многие немцы в то время, вступил в
национально-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП). Активистом не
стал - только несколько раз посетил партсобрания и платил членские взносы. В
июне 1933 деятельность НСДАП была запрещена на территории Австрии, и на этом
"политическая деятельность" Скорцени прекратилась.
До 3 сентября 1939 Скорцени
работал инженером в строительной фирме. Когда началась германо-польская война,
он был призван рядовым в армию и направлен в учебную часть для получения
специальности сапера. Так, в возрасте тридцати одного года, началась военная
карьера будущего "супердиверсанта". Карьера очень странная в смысле
правдоподобности ее деталей.
В мае 1940, после завершения
учебы на сапера (уже почему-то не в "Лейбштандарте", а в штандарте СС
"Германия"), Скорцени получил специальность водителя автотранспорта и
звание унтершарфюрера СС, то есть унтер-офицера (сержанта). .
За следующие полгода войны
Скорцени (служивший, по его словам, теперь уже в артиллерийском дивизионе)
описал только один свой подвиг - как он во главе пятерых солдат отправился с
катушкой телефонного провода установить связь с тылом дивизии (почему это не
могли сделать штатные связисты – он не объясняет). В августе 1941 Скорцени
попал в госпиталь из-за дизентерии и одновременно получил Железный Крест 2-й
степени - видимо за тот самый подвиг с катушкой.
В декабре 1941, как раз когда
началось контрнаступление Красной Армии под Москвой, Скорцени весьма удачно,
как он вспоминает, "свалил жестокий приступ воспаления желчного
пузыря". Он был отправлен на лечение не куда-нибудь, а в родную Вену. На
этом фронтовая карьера Скорцени благополучно для него завершилась.
Однако и после курсов на
фронт Скорцени почему-то не попал. Зато уже только в апреле 1943 его вдруг
вызвали в штаб войск СС, где сообщили, что для создания некоего специального
подразделения требуется офицер с инженерным образованием.
Как объясняет Скорцени -
годом ранее Главное управление имперской безопасности (РСХА) создало
специальный учебный лагерь "Ораниенбург". Это подразделение
численностью примерно в роту должно было конкурировать с подчинявшимся Абверу
(армейской разведке и контрразведке) полком спецназначения
"Бранденбург" - то есть выполнять диверсионные задачи..
В итоге - Скорцени получил
звание хауптштурмфюрера СС резерва (соответствует званию капитана резерва) и
сменил на посту командира спецлагеря "Ораниенбург"
эсэсовца-голландца, которого отправили на Восточный фронт.
В то время в этом учебном
лагере 20 эсэсовцев готовились к проведению операции "Франц" -
организации восстания племен в Иране, с тем, чтобы эти племена нападали бы на
пути транспортировки военных грузов из США и Британии через территорию Ирана в
СССР.
Эта операция завершилась
полным провалом летом 1943 - подстрекаемые к мятежу вожди иранских племен
сначала с удовольствием приняли дорогие подарки от заброшенных к ним немцев, а
затем сдали их властям за соответствующее вознаграждение.
Но этот провал операции никак
не отразился на карьере Скорцени, руководившего ее подготовкой. Как он
безмятежно вспоминает - "вскоре мне довелось заняться еще более
интересными заданиями".
Скорцени приказали
подготовить проведение операции "Ульм" - осуществление диверсий на
промышленных предприятиях Уральского региона.
5 августа 1943 спецлагерь
"Ораниенбург" был переформирован в спецподразделение
"Фриденталь" в составе трех рот. А цель операции "Ульм"
была конкретизирована - вывести из строя доменные печи Магнитогорского
металлургического комбината.
Впрочем, уже 26 июля 1943
Скорцени, согласно его мемуарам, пришлось изрядно понервничать – его вдруг
вызвали в Ставку фюрера. Скорцени сильно разволновался – он предположил, что
этот внезапный вызов связан с операцией "Ульм". То есть с тем, что он
ничего в ее рамках не сделал. Тут можно заметить очередную нестыковку в
послужном списке Скорцени (как он его описывает). Вроде бы 26 июля 1943
Скорцени еще рано было волноваться относительно операции "Ульм".
В страхе перед
ответственностью за свою бездеятельность Скорцени, как он вспоминает, летя в
самолете в Ставку Гитлера, выпросил у пилотов коньяку, чтобы отключиться.
Но испугался Скорцени
совершенно напрасно. Гитлер вызвал его, а также еще пятерых офицеров
(полковника и майора сухопутных войск, двух подполковников люфтваффе и
штурмбаннфюрера СС) совсем по другому поводу.
Гитлер хотел организовать
вывоз из Италии свергнутого там Муссолини.
Скорцени подробно описывает в
своих мемуарах процесс инструктажа его и генерала Штудента, командующего
воздушно-десантной армией, рейхсфюрером СС Гиммлером. Инструктаж также поражает
своей бессмысленностью.
Гиммлер зачем-то стал
рассказывать Скорцени и Штуденту о политической ситуации в Италии, перечисляя,
кто из сотен представителей итальянской верхушки сохранит верность союзу с
Германией, а кто нет. Причем якобы потребовав запомнить все это наизусть с
одного раза… Понятно, что все эти "сверхсекретные" данные никак не
могли пригодиться в организации обычной транспортной операции.
Впрочем, такие несуразности
меркнут на фоне дальнейших нелепых действий в рамках этой операции. Так, в
Италию исключительно ради этого - была срочно переброшена целая
воздушно-десантная дивизия немцев! Затем, уже в середине августа, Скорцени потребовал
подключить к участию в операции еще и бригаду войск СС! А кроме этого – еще и
флотилию торпедных катеров и несколько тральщиков!
Как это ни смешно – но Гитлер
лично передал в распоряжение какого-то хауптштурмфюрера (то есть всего лишь
капитана, свежеиспеченного командира батальона, ничем себя прежде не
проявившего) все эти силы. Воистину – нет пределов глупости.
Вскоре, впрочем, Скорцени сам
убедился, что никаких кораблей для перевозки дуче не потребуется – поскольку
тот содержался вовсе не на побережье, как решил Скорцени, а наоборот в горах.
Тогда Скорцени (большой
специалист!) придумал высадить в горах десант на планерах! Напрасно настоящие
спецы из воздушно-десантных войск пытались объяснить невежде, что это приведет
лишь к большим потерям десантников – не боевым, а травматическим.
Тем не менее Скорцени настоял
на участии в операции 12 планеров, каждый из которых нес помимо пилота
девятерых десантников. Что еще поразительнее – Скорцени приказал вооружить
десантников вместо вполне нормальных немецких автоматов МП-40 английскими
СТЭНами – оружием чрезвычайно простым в производстве, но отличавшимся довольно
невысокими качествами в бою.
Разумеется, такой дурацкий
выбор средства десантирования, сделанный Скорцени, привел к большим потерям.
Операция была проведена только 12 сентября 1943 (то есть она готовилась аж
полтора месяца и за это время с Муссолини ничего не случилось!). Из 12 планеров
два разбились еще при взлете, еще два – при посадке. Остальные 8 планеров тоже
не могли совершить мягкую посадку на каменистом пятачке.
В результате 31 десантник
погиб, 16 получили тяжелые травмы. То есть потери, причем небоевые, составили
почти 40% - исключительно из-за непрофессионализма Скорцени. Как справедливо
написал в "Истории Второй мировой войны" немецкий генерал
Типпельскирх – это была "авантюрная, принесшая много жертв" операция.
А вот английские автоматы
"орлам" Скорцени вовсе не пригодились – находившиеся на горной вилле
итальянцы и не собирались оказывать никакого сопротивления.
Более того – если бы на месте
Скорцени этой операцией по вывозу Муссолини из Италии руководил бы чуть более
умный человек – он бы просто договорился с итальянцами-охранниками, заплатил бы
им какую-то сумму денег, и спокойно вывез бы дуче. Без каких-либо людских потерь.
И вот за такую бездарную
организацию простой транспортной операции Скорцени был удостоен Гитлером
награждением Рыцарским крестом и званием штурмбаннфюрера СС (майора). По
справедливости – Скорцени следовало бы разжаловать в ефрейторы и направить в
похоронную команду.
Следующее задание, полученное
Скорцени, также заключалось в организации транспортной операции. В октябре 1943
у Гитлера возникло подозрение, что маршал Петэн, глава капитулировавшей в 1940
Франции, может перебраться в Северную Африку.
Скорцени было приказано
подготовить перевозку Петэна из Виши ("столицы" тогдашней Франции) в
Париж. Разумеется, и эта операция, как и вывоз Муссолини, не имела никакого
военного значения..
При этом Скорцени признает,
что в случае проведения операции всем этим его силам противостояли бы лишь
несколько сотен французских национальных гвардейцев, вооруженных лишь
стрелковым оружием.
Два месяца Скорцени проторчал
в Виши, который до войны был курортным городом. 2 декабря 1943 он получил
приказ об отмене операции, после чего получил отпуск, проведенный им с женой и
дочерью на другом курорте, где Скорцени покатался на лыжах.
В феврале 1944 Скорцени
получает новое задание. Согласно приказу Гиммлера, небольшой группе солдат из
диверсионного батальона Скорцени надлежало оказывать помощь в подготовке кадров
создаваемого подразделения пловцов-диверсантов военно-морского флота (?). При
том, что диверсанты Скорцени до сих пор себя нигде никак не проявили.
Летом 1944 Скорцени осенила
"гениальная" идея. Он додумался превратить беспилотный самолет-снаряд
Фау-1 в пилотируемый!
Переоборудование Фау-1 в
пилотируемые - естественно усложняло и удорожало их производство, а
пилотирование заведомо предполагало если не гибель, то попадание в плен
квалифицированного летчика. Что касается повышения точности попадания – по ряду
причин лишь небольшой процент самолетов-снарядов, пусть даже и пилотируемых,
мог достигнуть цели полета - поскольку значительная часть Фау-1 взрывалась на
старте, они также были весьма уязвимы для истребительной авиации и зенитной
артиллерии. А в пилотируемом варианте пилот все равно не мог бы совершать
приемов уклонения от огня истребителей и зениток – этого не позволяли летные
качества Фау-1.
Разумеется, первые же
испытательные полеты с пилотированием самолетов-снарядов окончились
катастрофами. Но это не остановило Скорцени (сам-то он летать не собирался). Он
не только добился, что 175 штук Фау-1 были переделаны в его бесполезные
игрушки, но и добился перевода в пилоты этих несуразиц 60 летчиков. Кроме того,
как утверждал Скорцени, в отряд этих смертников вошли 30 человек из его
диверсионного батальона. Это уже просто за пределами добра и зла – записать в
пилоты людей, никогда не имевших дела с авиацией.
Прекратил это безобразие
подполковник люфтваффе Баумбах, назначенный в ноябре 1944 командиром
авиационной части, где занимался своими экспериментами Скорцени. Подполковник
Баумбах просто сказал, что это бред, приказал не выделять на эти безумства
горючее, и Скорцени счел за лучшее отступить, поскольку его фантазии не были
санкционированы руководством.
Еще одна
"гениальная" идея Скорцени – вывод из строя нефтепроводов на Ближнем
Востоке. Он предлагал делать это так – прорезать отверстия в нефтепроводе,
помещать туда мину, и "немедленно закрывать отверстие". Почему
Скорцени не догадался предложить просто взрывать трубу – ну, видимо, ему это
казалось слишком простым решением, недостойным его инженерного образования..
Следующее задание Скорцени –
ликвидировать в Югославии штаб Тито. По словам "супердиверсанта",
задание он получил в начале 1944, и к лету собрал необходимую информацию.
Операция была проведена в
традиционном стиле Скорцени – высадкой батальона парашютистов и десанта на
планерах. В результате – десантникам достался брошенный в одном из домов пустой
деревни мундир Тито.
В сентябре 1944 – очередной
приказ. Скорцени должен был вывезти из Будапешта венгерского регента Хорти,
которого Гитлер заподозрил в намерении сдаться противникам Германии. Для
Скорцени такое задание – транспортная операция - было не в новинку, и он
быстренько потребовал и получил три батальона, а также планеры (как же Скорцени
без планеров!).
В рамках подготовки этой
операции Скорцени отправился в Будапешт. Там поселился в шикарном доме с
многочисленной прислугой, и как он с удовольствием вспоминал – пожил в
небывалой роскоши. И не день или два – а месяц. Скорцени никогда не торопился с
выполнением заданий, даже получая их лично от Гитлера.
16 октября 1944 Скорцени
штурмовал своими батальонами и 8 танками "Пантера" здание в Будапеште,
где как он думал – находился Хорти. Однако венгерского регента там вовсе и не
оказалось. В результате боя немцы потеряли убитыми 4, ранеными 12. Венгры – 3
убитыми и 15 ранеными.
А Хорти тем временем
находился в сопровождении немецкого генерала в другом месте – не помышляя о
бегстве или какой-то другой пакости для немцев. Через пару дней он улетел в
Баварию по приглашению Гитлера.
21 октября 1944 Скорцени
получил лично от Гитлера приказ подготовить диверсионную операцию – захват
мостов - в рамках предстоявшего контрнаступления немцев Арденнах.
Пользуясь карт-бланшем
Гитлера, Скорцени решил сформировать себе танковую бригаду численностью 3300
солдат и офицеров – в составе двух танковых рот, двух рот бронемашин, трех
батальонов мотопехоты и артиллерийских, противотанковых и прочих подразделений.
.
Пожалуй, впервые Скорцени
планировал сделать что-то стоящее. Но опять у него не получилось.
Из трофейной техники Скорцени
получил лишь два американских танка, один из которых был не на ходу, десяток бронемашин,
полтора десятка грузовиков и три десятка джипов. Нехватку трофейной техники
возместили танками "Пантера", самоходными штурмовыми орудиями StuG и
немецкими грузовиками, перекрасив их подобно американским.
Любопытно, что Скорцени в
своих мемуарах признал, что даже та рота, которую удалось вооружить
американским оружием – он называет их "коммандо", и ей отводилась
главная роль в операции – так вот даже в этой роте, по признанию Скорцени, не
было профессионально обученных диверсантов.
Немецкое наступление в
Арденнах началось 16 декабря 1944. Оно развивалось вполне успешно, однако
Скорцени сразу же доложил наверх, что возложенную на его бригаду операцию надо
отложить. 19 декабря командование поинтересовалось у Скорцени – может ли он
своей бригадой занять город Мальмеди. Скорцени ответил, что попробует, но не
ранее 21 декабря.
Тем временем Скорцени
отправил через линию фронта 9 диверсионных групп (по 4 солдата в каждой). Две
группы сразу попали в плен, еще две – по словам Скорцени, вернувшись, рассказали
сказки о своих подвигах, и 5 групп, по мнению Скорцени, нанесли некоторый ущерб
американским войскам.
28 декабря 1944 танковая
бригада Скорцени была отправлена в тыл, на отдых.
31 декабря 1944 Скорцени
последний раз встретился с Гитлером в его ставке. Если верить Скорцени, фюрер
никак не отреагировал на бездействие танковой бригады Скорцени в ходе
Арденнского наступления, а лишь поделился с ним своими грандиозными планами
наступления в юго-восточной Европе.
10 января 1945 танковая
бригада Скорцени была расформирована. Однако под командованием Скорцени остался
батальон СС "Центр", парашютный батальон СС и батальон
"Норд-Вест" (численностью в роту).
30 января 1945 Скорцени
получил приказ Гиммлера отправиться со своими батальонами в городок
Шведт-на-Одере. Там под командование "супердиверсанта" перешли три
запасных пехотных батальона и саперный батальон, три артиллерийских дивизиона,
а также два батальона ополченцев.
Скорцени должен был теперь
воевать не как диверсант (что ему, впрочем, никогда и не удавалось), а в
качестве сухопутного "полководца". По словам Скорцени, подчиненные
ему войска были преобразованы в дивизию "Шведт".
В своих мемуарах Скорцени
утверждает, что его войска в феврале 1945 будто бы вели ожесточенные бои против
советского гвардейского танкового корпуса.
В марте 1945, по словам
Скорцени, он получил приказ уничтожить захваченный американцами мост через Рейн
в районе города Ремаген.
Рассказ Скорцени об этой
операции вызывает полное недоумение.
Ранее он утверждал, что все
его диверсанты остались на фронте, в Шведте. Теперь, по его рассказу, его
"люди-лягушки" прилетели из Вены (!?), и в "морозную ночь"
в конце марта (!?) "погрузились в ледяные волны Рейна".
Как или на чем плыли эти
диверсанты – Скорцени не разъяснил. Но признал, что многие из них погибли от
обстрела американцев в ходе этого заплыва. И еще не доплыв до моста –
"лягушки" обнаружили, что американцы навели несколько понтонных
мостов через Рейн.
Скорцени утверждает, что
немногие оставшиеся в живых диверсанты кое-как заминировали несколько понтонов.
После чего все были захвачены в плен. Но якобы некоторый урон понтонам они
нанесли..
31 марта 1945 Скорцени отбыл
(по его словам – по приказу) в так называемую "Альпийскую крепость" –
горы на границе Баварии и Австрии. Где благополучно проторчал до 15 мая.
Скорцени оказался столь же
неуловимым, как знаменитый Неуловимый Джо – которого никто не ловил. Поэтому 15
мая 1945 Скорцени сам, добровольно, обратился к американцам с просьбой взять
его наконец в плен.
В июле 1948 Скорцени так же
легко бежал из плена. И никогда не был пойман, хоть и не особо скрывался.
Неуловимый Джо. Точнее –
Неуловимый Отто. Поскольку знающие люди прекрасно понимали – что никаким
"нацистским террористом номер один", или
"супердиверсантом", или "асом секретных операций" Скорцени
вовсе и не был.
А был он лишь суперболтуном,
умевшим вовремя смыться от опасностей, в первую очередь - фронтовых. И асом
обмана - по запудриванию мозгов начальства своими "космическими
супер-идеями". И вруном номер один - по представлению полного провала
порученных ему операций – невиданными в мировой истории успехами. В общем-то –
действительно в своем роде незаурядный тип.