В XVII веке на Украине особенно широко распространилось
чумачество.
Предприимчивые, смелые люди из вольных казаков, мещан и
зажиточных крестьян везли из славянских степей хлеб и деревянные изделия на юг
в Черноморье, а с юга привозили соль и соленую рыбу. Они ездили за солью и до
Азовского моря, откуда развозили ее по Кубани и Кавказу, довозили до Курска,
Харькова, Белгорода, Полтавы и Киева.
Рискуя жизнью, тащились чумацкие возы с запряженными в них
волами через дикие степи, из центра страны на крайний юг и обратно.
Было две постоянных чумацких дороги: Черный шлях и
Муравский. Свое название Черный шлях получил из-за тех опасностей, которым
подвергались проезжие. Он тянулся от Волыни до Умани, оттуда по тайным тропам,
по глубоким оврагам и берегам степных речек, доходил до Балты и, наконец, до
Днепра. Муравский шлях, он же в древности «Солоный путь», шел из глубины
Украины в Крым и к Азовскому морю.
Пускаться в одиночку по пути, пролегавшему через кочевья
аваров и хозар, позже — печенегов и половцев, а еще позже — диких татарских
орд, — нечего было и думать. Купцы, прежде чем пускаться в путь, соединялись в
артели и ездили не иначе как целыми вооруженными караванами — чумацкими
«ватагами».
В древние времена украинских купцов выезжали встречать и
провожали вооруженные княжеские дружины. Позднее их охраняли запорожские
казаки. Запорожская Сечь была центром вольного казачества, где каждый занимался
или скотоводством или промыслом и торговлей. Запорожцы высылали за солью своих
торговцев — чумаков и охраняли чужие чумацкие караваны. За охрану и за перевоз
через реку они брали плату, и это составляло один из доходов «войскового
скарбу». Запорожцы делали эти сборы даже в земле крымского хана. Ханы этому не
противились, потому что были заинтересованы в торговле солью. Из договора
короля польского Сигизмунда с крымским ханом известно, что торговцам
выговаривалось право свободно брать соль в Кичибееве (Одессе), Перекопе и Кафе
(Феодосии), «заплативши мыто (пошлину) по старине».
Ради этого мыта крымские ханы стремились к большему вывозу
соли из Крыма. Они даже заранее извещали запорожцев об «урожае» соли на озерах,
считая казаков главными посредниками в торговле с чумаками. Так, например,
пристав перекопского промысла писал кошевому атаману: «Сего году уже выстояние
свое сделав, соль произошла обильно противу прошедшего году. Как обычно села
хорошо. Да притом же воды и травы в Крыму также и на пути везде изобильно, так
что очень спокойно ныне для чумаков, а для скота кормов достанет». «Без воды и
травы» чумаки не могли трогаться в дальний путь. На отдых они располагались в
долинах, где можно было достать воду в «светлой кринице» или озерке среди
густого камыша. После отдыха чумаки снова пускались в путь. Их поглощала
необозримая безбрежная степь, сонная и молчаливая, и «битым шляхом» под южным
палящим солнцем медленно тянулись волы, поднимая пыль. Глухому шелесту полыни
чумаки отвечали протяжной песней и скрипом крытых повозок. По солнцу и по
могильным курганам они узнавали путь, который вел их к удаче или гибели.
«В пустоширских степях не имелось не единой стежки, ни
следу, как на море, — говорится в летописи, — проезжие познавали свой путь в
день по солнцу и кряжам высоким земным и по могилам, ночью же по звездам,
ветрам и речкам...»
На волах чумаки передвигались крайне медленно, но только
волы могли везти тяжелый груз и переносить все трудности и лишения дальней
дороги.
Перейдя Днепр, если путь шел на юг, чумак мазал рубашку и
всю одежду дегтем, чтобы уберечься «от чумы и от гадины». Затем доставал из
воза копье, заряжал ружье и прятал мешок с деньгами. В Ногайской степи уже не
было ни сел, ни «зимовников», где можно было остановиться. От Запорожья до
Перекопа чумаки никого не встречали, кроме татарских табунов и стад, блуждавших
с чабанами по дикой степи.
Ногайские татары в степи никого не боялись, и напасть на
чумаков, перерезать, отнять волов и товар считалось у них молодечеством.
В окрестностях Днепровских порогов путешествие даже с сотнею
человек было небезопасно. Здесь нападали татары, кочевавшие целой ордой.
Как только возникала угроза нападения, чумаки строили
«табор» в виде четырехугольника из распряженных возов. Такой укрепленный лагерь
было трудно взять нападающим. Если врагов было не так много, то чумакам
удавалось от них отбиться и даже захватить пленных. Миновав степных
разбойников-татар, чумаки попадали во владения Крымской орды. Несмотря на мирные
договоры с Россией и Польшей, крымцы нередко поднимались на разбой, и их первой
жертвой всегда были чумаки.
Рано, пораненьку, як стало светати,
Стала орда, — вся черная, с под моря вставати, — пели чумаки в своих песнях.
Татары нападали неожиданно, и редко кто из чумаков успевал
бежать под защиту Перекопской башни. Налетавшая орда, порубив большую часть
защитников каравана, забирала оставшихся в полон.
В Крыму, нагрузив возы солью и соленой рыбой, они
отправлялись в обратный путь. У Перекопской башни платили за соль, и опять
тянулись чумацкие возы месяцами по безлюдной и безводной степи, по шляхам
пыльным и до того длинным, что один их вид внушил загадку: «Лежит
гася-простеглася. Як устане, — то небо достане».
Далеко от родины, в чужой, незнакомой стране на чумаков
иногда нападал враг еще более страшный, чем разбойничьи татарские орды; враг
опасный и беспощадный, от которого ничто не могло спасти. Это была чума.
Погибала чумацкая ватага, и вдоль пустынного шляха вырастали новые могильные
холмы.