Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук. Функции исторического познания.
Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук. Функции
исторического познания.
Содержание:
1.Предмет науки истории и ее
место в системе исторических наук.
2.Функции исторического
познания.
Предмет науки истории и ее место в системе
исторических наук.
Изучение гуманитарных
дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой
подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию
личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам
относится история.
История – это наука о прошлом
человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной
жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием
истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях
человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и
источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства,
внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений,
деятельности исторических личностей.
Соответственно и история –
наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей
исторического знания, а именно: истории экономической,
политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии
и пр. К историческим наукам относятся также этнография,
изучающая быт и культуру народов, и археология,
изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней
утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам,
кладам.
История подразделяется и по
широте изучения объекта: история мира в
целом (всемирная или всеобщая
история), история континентов
(например, история Азии и Африки), история
отдельных стран и народов или группы
народов (например, история России).
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие
сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом
способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их
числу относятся: хронология,
изучающая системы отсчета времени; палеография
– рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли;
метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов,
отдельных семей; сфрагистика – печати;
эпиграфия – надписи на камне, глине,
металле; генеалогия – происхождение
городов и фамилий; топонимика – происхождение
географических названий; краеведение – историю
местности, региона, края.
К наиболее значительным
вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и
анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в
развитии исторической науки.
История не только одна из
двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из
наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с
психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической
теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием,
литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития
общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все
ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и
взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных,
экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла
свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно
включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история
кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные
науки – такие, как историческая география, историческая геология и др.
Функции исторического познания.
История выполняет несколько
социально значимых функций. Первая – познавательная,
интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути
стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех
явлений и процессов, составляющих историю человечества.
Вторая функция-практически-политическая. Сущность ее в
том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления
исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать
научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В
единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей
истории. Русский историк В.О. Ключевский
(1841-1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического
сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную
работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею
собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».
Третья функция – мировоззренческая. История создает
документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях,
которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир,
общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на
объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это
исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом,
на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными,
необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности,
только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность
познания.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Это
четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории
формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль
народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и
нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как
честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на
человеческие судьбы.
Изучение истории приучает
мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать
явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим
ходом развития событий.
Такой подход формирует
потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом
процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.