Для осуществления своей власти над тружениками и для
управления хозяйством вельможи нуждались во множестве слуг — от высших
управляющих до палачей. В своей совокупности эти слуги составляли ближайшую
опору владычества знати, и многие из них прямо примыкали по своему
общественному положению к угнетательским верхам. Имеются даже прямые указания
на то, что они владели людьми. Они бывали одновременно и государственными
должностными лицами. В большом числе разных управляющих и надзирателей
нуждались также царские и храмовые владения.
Жрецы заупокойного культа, которыми часто состояли служащие
сановника и которые занимались главным образом «кормлением» умершего и
пользовались за свою службу выделенными им вельможей пашнями, людьми и «всякой
вещью», входили в хозяйство своего владыки, разумеется, также отнюдь не как
угнетённые. Многие рядовые жрецы храмов, будучи людьми не высокопоставленными,
пользовались тем не менее за свою службу наделами из «пашни бога» и,
повидимому, храмовыми людьми для их обработки. Верховные жреческие должности
сосредоточивались в руках высших гражданских и военных сановников, часто членов
царского дома; но и обыкновенные жреческие должности, бывавшие наследственными,
являлись статьёй настолько доходной, что их охотно исполняли сановники и их
жёны.
Часть людей среднего достатка обладала своими рабами. Мелкие
заупокойные жрецы могли иметь собственных слуг или рабов, не считая тех,
которых они получали в составе имущества, предоставленного им в пользование за
службу. Известен текст времени VI династии, в котором вдова и сын молят дух
покойного защитить их от обидчиков: те захватили не только всё, что было в
доме, но и всех трёх прислужниц. Эти прислужницы носили египетские имена.
В определённых отношениях к дворцу и пирамидам состоял
значительный круг лиц, владевших землёй на льготных условиях (хентиуше). Многие
из них, мужчины и женщины, бывали людьми знатными, другие же занимали
сравнительно скромное положение в обществе.
В начале периода IV династии упоминаются мелкие
землевладельцы; у них один сановник скупал землю.
Примерно на одном уровне с мелкими чиновниками, писцами, жрецами
находились многие из врачевателей, строителей, ваятелей, живописцев, певчих,
даже ремесленных мастеров и т. п. Во вторую половину Древнего царства на
столичных кладбищах заметно множатся склепы с надземными надстройками,
воздвигнутые представителями средних слоев общества. Среди этих гробниц, в
большинстве своём принадлежавших рядовым служащим и жрецам, известны и такие,
хозяева которых именуют себя просто ремесленниками — «мастерами». Существовали
ремесленники, которые за плату, насколько известно — натурой, сооружали
гробницы, а также изваяния умерших. Оплата труда этих ремесленников, по крайней
мере иногда, оговаривалась договором.
Из изложенного ясно, что египетское общество времени
Древнего царства состояло: из крупной рабовладельческой знати — вельмож,
обладавших большими богатствами и эксплуатировавших большое количество людей;
из средних слоев свободных, включавших, в числе прочих, мелких царских
чиновников и должностных лиц хозяйства вельмож, низших жрецов, свободных
ремесленников и общинников; из людей, вовлечённых в хозяйство царей, храмов и
вельмож, а также из рабов в собственном смысле слова. Именно резко
противоположные друг другу общественные верхи — рабовладельческая знать — и
низы определяли лицо общества. Чтобы держать угнетённых в повиновении, знать
должна была создать государство большой силы.