Политическая литература и восстание низов египетского общества.
Политическая литература и восстание низов египетского
общества.
Намёки на события, происходящие в общественной жизни,
содержатся и в другой «беседе», времени середины XII династии, на этот раз в
беседе человека со своим сердцем. Её ведёт рядовой жрец из Гелиополя. В стране
происходят перемены, год не похож на другой. Страна больна, нет порядка в ней,
жизнь из года в год труднее, всюду горе, горюют города и номы, всякий творит
неправду.
Об исторических событиях в жизни страны повествует третий
обличитель, в так называемом «Речении Ипусера» (старое чтение: Ипувера). Его
длинная, местами стихотворная речь выдаётся за речь, произнесённую перед царём,
изображаемым в качестве зачинщика «беспорядков». Эти «беспорядки» — грозное
восстание низов перевернувшее всё в стране. Обличитель как можно мрачнее
описывает переворот, чтобы затем призвать к восстановлению прежних порядков,
которые он восхваляет в восторженных словах. Автор — представитель знати,
пострадавшей от восставших. Одного перечня перемен, происходящих в стране, ему
кажется достаточно, чтобы вызвать возмущение и у слушателей. Страна
перевернулась, как гончарный круг, говорит он. Бедные стали богатыми, имущие —
неимущими. Богатые стенают, бедные — в радости. Кто искал быков для пахоты,
стал хозяином стада; у кого не было зерна, тот сам ссужает его; кто не мастерил
себе судёнышка, стал владельцем кораблей: прежний хозяин смотрит на них, но они
уже не его; у кого не было хлебца, тот стал владельцем закромов, пекарня его
снабжена имуществом другого; хозяева одежд — в обносках, а кто не ткал для
себя, стал владельцем тонкого полотна; кто не мог соорудить себе гроба, стал
хозяином усыпальницы; владельцы же «чистых мест» (гробниц) выброшены на землю.
Зависимые люди стали хозяевами людей; все рабыни стали «дерзки в своих речах»;
драгоценностями увешаны шеи рабынь; кто был на посылках— посылает другого;
знатные мужи очутились в пекарне. Знатные голодны, бегут; дети знатных разбиты
о стены; сын знатной особы не отличается от неимущего. Города говорят: «Давайте
устраним сильных из среды нашей». Должностные лица разогнаны по всей стране;
законы выброшены вон, и их попирают ногами; «ничтожные люди бродят» взад и
вперёд по главным судилищам; вскрыта палата, изъяты податные списки; царские
склады и жито Египта стали достоянием любого; «царское местожительство»
внезапно повержено; горстка «беззаконников» лишила страну царской власти; что
скрывала пирамида, то пусто: царь из неё вынут «ничтожными людьми»; чары
раскрыты, заклинания знают обыкновенные люди.
«Малые» люди неоднократно упоминаются в этой рукописи, но
движущей силой переворота выставлены «ничтожные» люди. Главный удар был нанесён
в столице; в середине речи стих за стихом начинается воплем: «Истребите
противников местожительства честного!». Столица находилась тогда в Нижнем
Египте или неподалеку от него: Нижний Египет постоянно имеется в виду, тогда
как Верхний Египет упоминается лишь вскользь, как разорённый или как не
платящий податей. Обличитель сетует на засилье иноплеменников, наводнивших страну
и даже перенявших мастерство у ремесленников Нижнего Египта.
Когда происходили все
эти события? Речь обличителя известна нам по повреждённому и неполному списку,
хранящемуся в Лейдене (Голландия). Список был изготовлен в середине Нового
царства, но само сочинение по языку и содержанию, бесспорно, восходит к
Среднему.
В Государственном Эрмитаже, в Ленинграде, хранится другая
рукопись, более старая, но тоже Нового царства, являющаяся единственным полным
списком другого произведения, касавшегося тех же событий. Рассказ о них
влагается в уста жреца Неферти (старое чтение: Неферреху). Исторические события
изложены здесь вкратце в виде предсказания, сделанного якобы царю IV династии
Снефру. Упор в этом предсказании делается не столько на превращение «ничтожных»
людей во «владык богатств», сколько на засилье в стране иноземцев; Подлинник
этого произведения восходил к тому же Среднему царству. Предсказателем выступал
важный жрец, «малый, сильный рукой своей» и богач. Он был тоже сторонником
старых порядков, но заглядывал дальше, чем обличитель в «Речении Ипусера». Тот
только мечтал о восстановлении старого порядка, предсказатель же Неферти прямо
предрекал приход с юга царя-восстановителя, по имени Амени. «Амени» было
сокращением от «Аменемхет» — имени основателя XII династии и нескольких
последующих царей.
К какому отрезку времени следует отнести победоносное
восстание низов против своих поработителей — ещё не известно. Имеется ряд
серьёзных доводов в пользу отнесения его ко времени, предшествующему воцарению
XII династии, однако некоторые учёные относят его ко времени конца Среднего
царства. Так или иначе, восстание низов достигло силы и размаха, каких мы бы и
не подозревали, если бы не располагали этими египетскими памятниками.