Политическая карта Шумера вначале III тысячелетия.
Политическая карта Шумера вначале III тысячелетия.
В начале III тысячелетия до н. э. Двуречье ещё не было
политически объединено и на его территории находилось несколько десятков
небольших городов-государств.
Города Шумера, построенные на холмах и окружённые стенами,
стали основными носителями шумерской цивилизации. Они состояли из кварталов
или, вернее, из отдельных посёлков, восходящих к тем древним общинам, из
соединения которых и возникали шумерские города. Центром каждого квартала был
храм местного бога, являвшегося владыкой всего квартала. Бог же главного
квартала города почитался господином всего города.
На территории шумерских городов-государств наряду с главными
городами имелись и другие поселения, часть которых была силой оружия покорена
главными городами. Они находились в политической зависимости от главного
города, население которого, возможно, обладало большими правами, нежели
население этих «пригородов».
Население таких городов-государств было немногочисленно и в
большинстве случаев не превышало 40—50 тыс. человек. Между отдельными
городами-государствами лежало много неосвоенных земель, поскольку крупных и
сложных ирригационных сооружений ещё не было и население группировалось вблизи
рек, вокруг ирригационных сооружений местного характера. Во внутренних частях
этой долины, слишком далеко расположенных от какого-либо источника воды, и в
более позднее время оставались значительные пространства необрабатываемой
земли.
На крайнем юго-западе Двуречья, где теперь находятся
городище Абу-Шахрейн, был расположен город Эриду. С Эриду, находившемся на
берегу «волнующегося моря» (а теперь отстоящем от моря на расстоянии около 110 км), была связана
легенда о возникновении шумерской культуры. По более поздним преданиям, Эриду
являлся и древнейшим политическим центром страны. Пока мы знаем лучше всего
древнейшую культуру Шумера на, основании уже упоминавшихся раскопок холма
Эль-Обойд, расположенного примерно в 18 км к северо-востоку от Эриду.
В 4 км
к востоку от холма Эль-Обейд был расположен город Ур, сыгравший в истории
Шумера видную роль. К северу от Ура, также на берегу Евфрата, лежал город
Ларса, возникший, вероятно, несколько позже. К северо-востоку от Ларсы, на
берегу Тигра, был расположен Лагаш, оставивший ценнейшие исторические источники
и игравший важную роль в истории Шумера в III тысячелетии до н. э., хотя более
позднее предание, нашедшее отражение в списке царских династии, его совсем не
упоминает. Постоянный противник Лагаша — город Умма находился к северу от него.
От этого города до нас дошли ценные документы хозяйственной отчётности,
являющиеся падёжной основой для определения общественного строя Шумера.
Исключительную роль в истории объединения страны сыграл наряду с городом Уммой
город У рук, на Евфрате. Здесь при раскопках была открыта древняя культура,
сменившая культуру Эль-Обейда, и были найдены древнейшие письменные памятники,
показавшие пиктографические истоки шумерского клинописного письма, т. е.
письма, состоявшего уже из знаков условного начертания, в виде клинообразных
углублений на глине. К северу от Урука, на берегу Евфрата, находился город
Шуруппак, откуда происходил Зиусудра (Утнапиштим) — герой шумерского мифа о
потопе. Почти в центре Двуречья, несколько к югу от того моста, где обе реки
теперь ближе всего сходятся друг с другом, был расположен на Евфрате Ниппур,
центральное святилище всего Шумера. Но Ниппур, кажется, никогда не был центром
какого - либо государства, имевшего серьёзное политическое значение.
В северной части Двуречья, на берегу Евфрата, находился
город Киш, где было найдено во время раскопок 20-х годов нашего века много
памятников, восходящих ещё к шумерскому периоду истории северной части
Двуречья. На севере Двуречья, на берегу Евфрата, находился и город Сиппар. Согласно
более поздней шумерской традиции город Сиппар являлся одним из ведущих городов
Двуречья уже в самой глубокой древности.
За пределами долины находилось также несколько древних
городов, исторические судьбы которых были тесно переплетены с историей Двуречья.
Одним из таких центров являлся город Мари на среднем течении Евфрата. В списках
царских династий, составленных в конце III тьтсячелетия, упоминается и династия
из Мари, которая якобы управляла всем двуречьем.
Немалую роль в истории Двуречья сыграл город Эшнунна. Город
Эшнунна служил для шумерских городов связующим звеном в торговле с горными
племенами Севоро-Востока. Посредником же в торговле шумерских городов с.
северными областями являлся город Ашшур на среднем течении Тигра, впоследствии
центр Ассирийского государства. Здесь, вероятно, уже в очень древнее время
обосновались многочисленные шумерские купцы, принёсшие сюда элементы шумерской
культуры.