Период возникновения древнейшего классового общества и государства в Египте.
Период возникновения древнейшего классового общества и
государства в Египте.
Для превращения долины Нила в одну из плодороднейших стран
мира необходим был преобразующий человеческий труд.
Производство кремнёвых орудий достигло в первобытном Египте
исключительного совершенства. Этому способствовало обилие здесь отличного
кремня. Медные орудия появились в Египте тоже очень рано. Хотя в самом Египте,
месторождения медной руды ничтожны, но недалеко от долины Нила—на Синайском
полуострове— находились богатейшие месторождения меди. Их начали разрабатывать
в самой глубокой древности.
Распространение относительно совершенных орудий труда
.позволило обществу рано достигнуть того уровня развития, при котором
становилось возможным широкое хозяйственное использование могучей природной
силы — реки. Только человеческий труд мог распределить равномерно и
своевременно избыточную влагу по поверхности земли и устранить как безводье,
так и заболоченность почвы.
В результате труда многих поколений страна была покрыта
сетью перекрещивавшихся насыпей, которые отгораживали земледельческие участки.
Сквозь высокие наносные берега от реки к этим участкам были прорыты протоки. Во
время половодья участки затоплялись. После того как вода пропитывала почву,
отстаивалась и отлагала ил, её спускали обратно в реку.
По мере того как создавалась оросительная система, в
первобытных родо-племенных общинах, переходивших к земледелию, становились
возможными более производительный земледельческий труд и накопление продуктов
сверх необходимых для прокормления самих работников. В то же время становилось
возможным и присвоение большей части произведений труда более богатыми и
сильными людьми. Это были, вероятно, по большей части вожди племён и близкие к
ним люди. Они и завладевали средствами производства. О ходе этих событий в
Нильской долине мы можем судить лишь предположительно, на основании данных,
известных нам о жизни других народов Несомненно, что в условиях Египта этот процесс
происходил очень рано, так как для водоустройства и обработки илистой почвы,
для получения с неё довольно высоких урожаев здесь достаточно было самых
простых орудий.
Порабощение человека человеком началось в Египте в
глубочайшей древности. Вместе с тем, как и в других странах, здесь разрушалась
родо-племенная общность, и на месте первобытных общин возникали общины
земледельцев, объединённых соседством и совместным трудом по поддержанию
орошения. Хотя письменные источники, дошедшие от различных периодов истории
древнего Египта, несмотря на своё разнообразие (литературные памятники, надписи
в гробницах, храмах, царские надписи, документы крупных, в том числе царских,
хозяйств), не дают пока возможности проследить историю этой сельской общины,
однако сохранившиеся данные позволяют предполагать её существование на
протяжении тысячелетий. Именно трудом общинников создавались грандиозные
оросительные и другие сооружения древнейшего Египта.
Разложение общинных порядков происходило в Египте медленно,
и тем самым тормозилось развитие частнособственнических отношений и
рабовладельческого строя.
Развивавшаяся система угнетения большинства меньшинством
привела к образованию в Египте государства. Однако при современном состоянии
наших знаний ещё нельзя точно определить дату возникновения государства в
Нильской долине. Мы ещё не можем свести воедино свидетельства вещественных
памятников, с трудом поддающиеся истолкованию, с глухими и косвенными намёками
позднейших письменных источников. Большое количество находок дошло до нас —
правда, не .без досадных пробелов — от различных периодов, начиная от палеолита
до того периода медного века, когда древнейшее государство в Египте уже
сложилось. Между каменным веком и развитым медным лежала длительная переходная
пора, когда медные орудия соперничали с каменными или начинали преобладать.
Когда возобладали медные орудия, в Египте уже происходил процесс сложения
классового общества и государства рабовладельцев.
Во времена, предшествовавшие образованию объединённого государства,
Египет распадался на несколько десятков отдельных областей. В позднейшие
времена эти области, называвшиеся по-гречески номами, имели каждая по главному
городу и своих местных богов. В последующей истории Египта номы не раз
проявляли склонность к обособлению.
В более поздние времена постоянно разграничивались две
половины государства — верхнеегипетская и нижнеегипетская, а в особе паря
соединялись два властителя — верхнеегипетский и нижнеегипетский. Это
подтверждает существование некогда двух раздельных царств в Египте— Нижнего и
Верхнего.
До нашего времени сохранились обломки древнеегипетской
летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. По
этим обломкам можно заключить, что в летописи перечислялись египетские цари
(Египетские цари обыкновенно называются фараонами. Имя и титул египетского царя
считались священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой к тому
надобности. С середины II тысячелетия египтяне называли царя иносказательно:
nep-'o—«большой дом», откуда и происходит видоизменённое слово «фараон».) от
времени их царствования имелись погодные записи. Этим царям предшествовал, по
всей вероятности, ещё в .IV тысячелетии до н. э. длинный ряд царей, владевших
как областями Северного (Нижнего), так и Южного (Верхнего) Египта, для которых
летопись не давала погодных записей. В летописи имеется также перечень царей
одной северной половины Египта, о которых уже в III тысячелетии ничего не
знали, кроме их имён.
Пока остаётся ещё неясным, в какой мере древнейшие,
долетописные правители объединённого Египта и правители разобщённых его половин
были уже действительно царями, а не племенными вождями, а их «царства» являлись
государствами.
От начального периода Египетского государства мы имеем не
-одни вещественные, но и некоторые письменные источники, однако последние
вследствие их немногословности, а также из-за древности языка и системы
письменности часто малопонятны. Поэтому историю египетского общества времени
Раннего царства мы знаем лишь в общих чертах.