В палеолитическое время продолжалось прогрессивное развитие
культуры и у обитателей внутренних экваториальных и южных областей Африки.
История палеолитической культуры древних племён этих частей африканского
континента особенно интересна тем, что, несмотря на близкое соседство с
жителями Северной Африки, они шли во многом своеобразным, своим собственным
путём.
При раскопках пещеры Бамбата, в Южной Родезии, над ашельским
и мустьерским слоями была обнаружена толща пещерных отложений, насыщенная
предметами, рисующими облик богатой и оригинальной культуры. Культура эта,
названная соответственно наименованию самой пещеры культурой Бамбата,
обнаруживает тесную связь с предшествующей, мустьерской. Для неё особенно
характерны крупные острия двух видов — широкие и узкие. Прототипы их имеются в
мустьерских находках, но в культуре Бамбата эти остроконечники превращаются уже
в совершенно иные по характеру изделия. Они постепенно приобретают в результате
тщательной отделки отжимной ретушью сначала с одной стороны, а затем с обеих
правильную лавролистную форму, приближаясь к солютрейским остриям, обнаруженным
в Европе. Вместе с остроконечниками появляются многочисленные резцы различных
форм, скребки верхнепалеолитического облика, а также небольшие пластинки с
затупленным краем и отщепы с подтёской, изготовленные из кристаллов кварца.
Прогрессивный характер изменений, происшедших в жизни
населения Южной Родезии в это время, особенно наглядно выражен в том, что
здесь, как и в европейском палеолите, обнаруживаются памятники уже весьма
развитого по тем временам искусства. В культурном слое пещеры Бамбата найдены
были шары и куски жёлтой охры, бурого и красного гематита, а также своего рода
«карандаши» из того же материала в виде стержней со следами использования для
раскраски скальной поверхности. На стенах пещеры уцелели и самые рисунки,
выполненные этой «пастелью» каменного века. Наиболее древние по степени
сохранности рисунки оказались сделанными жёлтой краской. Здесь, как и в
пещерных росписях Европы, были изображены животные, преимущественно антилопы,
формы тела и позы которых были переданы с удивительной точностью и верностью
природе.
Эта или близкая к ней культура простиралась и дальше, вплоть
до крайнего юга африканского континента. Здесь тоже происходил переход от
мустьерского периода к своеобразному верхнему палеолиту, для орудий которого
характерны каменные острия, близкие к европейским остриям солютрейского типа.
Там развивалось и искусство, сходное в своей основе с верхнепалеолитическим
искусством Европы, которое продолжало жить у коренного населения Южной Африки,
предков бушменов, и тысячелетиями позже — вплоть до прихода европейцев.