Памятники времени расцвета Среднего царства позволяют
составить представление о положении эксплуатируемых масс и о характере
эксплуатации того времени. Наиболее важными являются здесь две черты: это, с
одной стороны, значительное развитие рабовладения в хозяйствах частных лиц; с
другой стороны — изменение в положении земледельцев.
В Среднем царстве рядовые должностные лица и даже вовсе не
чиновные лица часто располагали принадлежавшими им людьми. У знати, конечно,
людей было не в пример больше — один сановник XII династии взял с собой в
каменоломни только кравчих 50 человек,— но и у простых смертных число
принадлежавших им людей бывало довольно значительным.
Одни из них прислуживали своим хозяевам и назывались
чашниками, кравчими, провожатыми, другие были земледельцами, садовниками,
пекарями. пивоварами, прачечниками и т. д. Слуги и работники, каждый за своей
работой, изображены на стенах хозяйских гробниц, на хозяйских заупокойных
плитах, а также в виде деревянных фигурок, ставившихся в гробницы для
того,чтобы они служили умершему.
В росписях усыпальниц знати работники обычно трудятся сообща
под открытым небом или в мастерской; фигурки тоже бывают соединены вместе,
изображая ткацкую, столярную мастерскую, пекарню и т. д. Часто работники прямо
названы рабами. Обыкновенно это рабыни; мужчинырабы упоминаются реже Рабыни
встречаются часто и у лип нечиновных, а у богачей их бывает помногу.
Нередко частные лица имели, как указывают памятники,
«сирийцев», которых, конечно, надо отнести к рабам На одном из памятников мы
видим двух сирийцев, занятых в личном хозяйстве некоего служащего при верховном
сановнике то уборкой урожая (мужчина жнёт, женщина подбирает колосья), то
пивоварением.
Войн во времена Среднего царств» велось довольно много, и
значительная часть иноплеменных рабов происходила, вероятно, из пленных. В
повествованиях о войнах XII династии с западными соседями — ливийцами и южными
эфиопами — прямо говорится, что эти войны сопровождались захватом не только
скота, но и пленных. Сохранилась купчая на сирийцев-рабов: двух женщин и детей.
От времени XII династии имеются два завещания, в одном из которых служащий
передавал своих людей брату-жрецу, а в другом — уже этот брат передавал 4
«головы» своей жене. Рабов завещали, пореза вещали и разрешали получателю
передавать любому из своих детей. «Головы» жаловал и фараон. Один из
сподвижников воинственного царя XII династии Сенусерта III рассказывал, что при
зачислении его в царские телохранители он получил 60 «голов», а при
производстве ц начальники телохранителей после эфиопского похода — ещё 100
«голов». В сказке человек, назначенный телохранителей, наделялся «головами».
При этом «головы» в обоих случаях жалуются без земли, хотя в жизнеописании
одного из деятелей того времени мы читаем о награждении его 20 «головами», а
также 50 ару рама, т. е. свыше 13,67 га пашни.
Однако в то же время царское хозяйство, номархи и частные
липа эксплуатировали людей, которых нельзя отнести к рабам.
От начала XII
династии в двух договорах номарха со жрецами местных богов говорится, что свою
долю в пользу жрецов будет вносить «всякий его земледелец из начатков поля
своего». Если он мог давать такие обещания жрецам, то ясно что хозяйство
номарха зиждилось в какой-то мере на труде земледельцев, возделывавших каждый
свой участок земли.
С наступлением Среднего царства в положении земледельцев
произошли некоторые изменения. «Царские» люди. известные нам во времена
Древнего царства в качестве лиц, привлекавшихся в страдную пору в личное
хозяйство номархов, теперь нередко встречаются в частных хозяйствах.
В гробнице одного сановника конца Среднего царства
перечислены в составе его челяди 20 «царских» людей. Подобные надписи
встречаются и на некоторых других памятниках. Что это были земледельцы,
доказывает употребление соответствующего обозначения для них во времена
непосредственно до и после Среднего царства. «Царские» люди — общее обозначение
свободного земледельческого населения Египта в первой половине Нового царства.
Весьма вероятно, что «царскими» назывались земледельцы и во времена Среднего
царства.
«Отряды», как и встарь, имелись на кораблях, но нет как
будто памятников, которые говорили бы об отрядах в полеводстве, как мы
наблюдали это в Древнем царстве, или хотя бы о начальниках, руководителях,
наставниках, писцах таких отрядов.
Некоторые перемены произошли в период Среднего царства в
положении ремесленников. Если в Древнем царстве лишь отдельные мастера
достигали сравнительно обеспеченного положения, то в Среднем царстве такие
ремесленники встречаются чаще. От простых ремесленников, таких, как прачечник,
пивовар, горшечник, каменотёс, золотых дел мастер, медник и т. д., дошли
каменные плиты с надписями и изображениями и даже надписанные изваяния.
Ремесленники объединялись по роду занятий и в совокупности
представляли определённую общественную силу. Каменотёсы составляли даже особое
«войско» с развитым управлением и подразделениями.Должностные лица, в частности
начальники ремесленников, судя по изображениям на их памятниках, не гнушались
обществом простых мастеров, даже иной раз состояли с ними в родстве. Начальники
ремесленников сами были знатоками своего дела, и некоторые из них, как и
простые ремесленники, перенимали ремесло у своих отцов, другие же были детьми
мелких должностных лиц или дальней роднёй высокопоставленных людей.
Но в целом для всего
периода Среднего царства противоположность между верхами и низами общества была
разительной. Её можно воочию наблюдать по развалинам города около одной из
царских пирамид середины XII династии (у нынешнего Эль-Лахуна у входа в
Фаюмский оазис). Трудящееся население жило невероятно скученно, в жилищах из
нескольких крошечных каморок, тогда как каждый богатый дом представлял собой
сложный комплекс из многих десятков небольших помещений и нескольких помещений
покрупнее.
К сожалению, по развалинам этого поселения при пирамиде
нельзя себе составить ясного представления о бытовых условиях, в которых
находились средние слои горожан. А эти слои приобрели теперь известное значение
в жизни общества. Памятники пестрят именами нечиновных «жителей города». Они
бывали роднёй не только мелких, но и значительных должностных лиц, отцами и
сыновьями сановников.
Было бы, конечно, неправильно представлять себе «города»
Среднего царства городами в нашем смысле. И город и селение, возможно,
представляли собой общину. От начала Среднего царства сохранились намёки на
существование в городах советов должностных лиц. От конца Среднего царства до
нас дошло судебное дело о передаче рабыни вместе с её земельным участком городу
Элефантине,—следовательно, «городская» община в то время представляла собой
юридическое лицо, владевшее рабами и землёй.
Царское хозяйство, конечно, продолжало существовать и в
период Среднего царства. Столь характерное явление для Древнего царства, как
продовольственные и вещевые выдачи из царского хозяйства, продолжались и в
Среднем царстве. От второй его половины сохранились части придворных
приходо-расходных книг и иные счётные записи. По ним можно видеть, какие люди
постоянно или от случая к случаю пользовались государственными
продовольственными выдачами. Это были простые люди — ремесленники, слуги, а
также телохранители, второстепенные должностные лица, второстепенные и самые
высокие сановники, члены их семей, даже члены царской семьи, жившие своим
домом. Лица, состоявшие при храме, также получали продовольствие из царского
хозяйства.
Тем не менее во вторую половину Среднего царства получают
дальнейшее развитие товарно-денежные отношения.
В конце Среднего царства мерилом стоимости стало служить
золото: сановник платит другому «золота 60 дебен — золотом, да медью, да
одеждой (и) зерном», т. е. уплачивает золотом, медью, одеждой и зерном общую
сумму в 60 дебен золота (дебен = 91 г). В начале XII династии мы узнаём, что в
одном случае за услуги было заплачено «серебром, золотом, медью, притиранием,
одеждой, нижнеегипетским ячменём, пшеницей». Из этой последовательности можно
сделать вывод, что серебро тогда ещё ценилось дороже золота. К концу же
Среднего царства оно было уже дешевле золота в два раза. Попрежнему имели место
зерновые ссуды, и сделки по поводу зерновых ссуд носили, можно предположить,
ростовщический характер.