Продукты сельского хозяйства были, несомненно, основным
богатством Шумера, но наряду с земледелием начинает играть сравнительно большую
роль и ремесло. В древнейших документах из Ура, Шуруппака и Лагаша упоминаются
представители различных ремёсел. Раскопки гробниц I царской династии Ура (около
XXVII—XXVI вв.) показали высокое мастерство строителей этих гробниц. В самих
гробницах вместе с большим числом убитых членов свиты погребённого,
возможно—рабов и рабынь, найдены шлемы, топоры, кинжалы и копья из золота,
серебра и меди, свидетельствующие 6 высоком уровне шумерской металлургии.
Развиваются новые методы обработки металла — чеканка, гравировка, зернь.
Хозяйственное значение металла всё более и более возрастало. Об искусстве
золотых дел мастеров свидетельствуют прекрасные украшения, которые были найдены
в царских гробницах Ура.
Поскольку в Двуречье залежи металлических руд полностью
отсутствовали, то наличие там золота, серебра, меди и свинца уже в первой
половине III тысячелетия до н. э. указывает на значительную роль обмена в
шумерском обществе того времени. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу
шумеры получали также амень и дерево. Чаще всего, конечно, либо происходил
обмен дарами, либо совершались полуторговые, полуграбительские экспедиции. Но надо
думать, что уже тогда временами происходила и подлинная торговля, которую вели
тамкары — торговые агенты храмов, царя и окружавшей его рабовладельческой
знати.
Обмен и торговля обусловили в Шумере зарождение денежного
обращения, хотя в своей основе хозяйство продолжало оставаться натуральным. Уже
по документам из Шуруппака видно, что медь выступала в качестве меры стоимости,
а впоследствии эту роль играло серебро. К первой половине III тысячелетия до н.
э. относятся упоминания о случаях купли-продажи домов и земель. Наряду с
продавцом земли или дома, получавшим основную плату, в текстах упоминаются ещё
и так называемые «едоки» покупной цены. Это были, очевидно, соседи и родичи
продавца, которым давалась некоторая добавочная плата. В названных документах
ещё сказывалось господство норм обычного права, когда все представители
сельских общин имели право на землю. Плату получал и писец, который оформлял
продажу.
Жизненный уровень древних шумеров был ещё низок. Среди хижин
простого народа выделялись дома знати, однако не только беднейшее население и
рабы, но и люди среднего по тому времени достатка ютились в крошечных домах из
сырцового кирпича, где цыновки, связки тростника, заменявшие сиденья, и
глиняная посуда составляли почти всю мебель и утварь. Жилища были невероятно
скучены, они располагались в узком пространстве внутри городских стен; не менее
четверти этого пространства занимали храм и дворец правителя с хозяйственными
постройками при них. В городе находились большие, тщательно построенные государственные
закрома. Один из таких амбаров был раскопан в городе Лагаше в слое, восходящем
примерно к 2600 г.
до н. э. Одежда шумеров состояла из набедренпых повязок и грубых шерстяных
плащей или прямоугольного куска материи, обмотанного вокруг тела. Примитивные
орудия труда — мотыги с медными наконечниками, каменные зернотёрки,— которыми
пользовалась масса населения, делали труд необыкновенно тяжёлым.Пища была
скудной: раб получал около литра ячменного зерна в день. Условия жизни и быта
господствующего класса были, разумеется, иными, но даже знать не имела более
изысканной пищи, чем рыба, ячменные и изредка пшеничные лепёшки или каша,
кунжутное масло, финики, бобы, чеснок и не всякий день—баранина.