От гражданских сооружений Раннего царства ничего или почти
ничего значительного не сохранилось. Если о раннеегипетских храмах судить по
знакам-изображениям в письменности, это были, повидимому, небольшие постройки
внутри оград. Единственная отрасль раннеегипетского зодчества, о которой мы
осведомлены сколько-нибудь подробно,— это гробницы царей и особенно знати.
Гробницы вельмож Раннего царства во многом предвосхищали надгробные сооружения
последующего Древнего царства. Прямоугольные надземные постройки в виде
завалинок (По их внешнему виду их обычно называют арабским словом «мастаба» —
завалинка, скамейка.)охранялись в гробничном строительстве знати долгие века
после I династии. Первоначально они воздвигались не из камня, а из
кирпича-сырца. Некоторые из раннеегипетских гробниц были в отличие от обычных
впоследствии расчленены по боковым поверхностям отвесными выступами и нишами, в
подражание, вероятно, современным им дворцам. Так называемая ступенчатая
пирамида, которую мы видим в качестве царской гробницы в начале Древнего
царства, в зародыше была известна уже при I династий. Одна из гробниц вельмож
начала строиться как ряд поставленных друг на друга всё уменьшающихся
прямоугольных надстроек, хотя позднее была перестроена.
От Раннего царства дошло значительное количество мелких и
очень немного крупных круглых скульптур. Ещё в период до I династии или в
начале её правления отдельным мастерам замечательно удавались изображения людей
и животных. Таково, например, поразительно жизненное изображение дряхлого паря
в верхнеегипетской короне. Но ещё при II династии даже крупные каменные
изваяния людей иногда отличались несоразмерностью отдельных частей тела.
Поскольку статуи имели культовое назначение, их облик —
положение, раскраска и т. п.— был обусловлен определенными правилами, которые
были обязательны для ваятеля и которые хотя и были частично выработаны в
додинастическом искусстве, но закрепились только в искусстве Раннего царства.
Изображения на плоскости не столько смотрелись, сколько
читались. Плоские изображения и письмена составляли при первых династиях
неразрывное единство. Создание этих изображений также было постепенно
закреплено определёнными правилами. Художник изображал предмет на плоскости не
таким, каким он мог его видеть в том или ином случайном положении, под тем или
иным случайным углом зрения, а старался изобразить предмет так, чтобы все его
характерные признаки были видны одновременно. Предметы изображались, как если
бы на них одновременно смотрели прямо и сбоку. Этим объясняется странное на наш
взгляд построение человеческого изображения: голова, локти и низ тела повёрнуты
вбок, плечи же и глаз нарисованы прямо. В изображениях животных, для которых
обыкновенно более существенным является вид сбоку, египетская передача менее
отлична от нашей.
Египетский способ изображения на плоскости намечался в
живописи и резьбе задолго до I династии, но последовательно не проводился.
Только накануне I династии он отлился в чёткое правило, сохранявшее силу на
протяжении всего дальнейшего развития древнеегипетского искусства. Возможно,
тут сказалось консервативное влияние религии: приём был закреплён в качестве
традиционного .для религиозных изображений.
Во времена I династии быстро росло мастерство исполнения.
Некоторая неуверенность, наблюдавшаяся в изображениях на плоскости в период
начала 1 династии, сменилась затем уверенностью, стройностью композиции и, где
надо, подвижностью в изображении фигур.