Русская летопись
содержит рассказ о том, как словене ильменские в 862 г. призвали скандинавских
варягов — норманнов(на Руси их называливарягами) для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик,
Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв. От старшего, Рюрика, севшего в
Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли под
своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. На этих летописных
сведениях и основывалась знаменитаянорманнская теория, в соответствии с
которой государственные начала были привнесены на дикую Русь извне, и
государство, таким образом, носило здесь искусственный характер. Норманнской
теории придерживались многие историки XVIII—XIX вв., хотя и тогда у нее было
немало противников. Большинство современных ученых не отрицают того, что
норманны сыграли определенную роль в становлении русского государства, однако
они указывают на органичность и постепенность этого процесса, связанного с
имущественным расслоением, зарождением племенной знати, появлением славянских
дружин. Все это происходило на Руси на протяжении нескольких веков. Варяжские
же князья со своей сильной дружиной, очевидно, лишь завершили этот длительный и
сложный процесс.
Киевская Русь была
обширным, но поначалу весьма нестабильным государственным образованием.
Господствовало натуральное хозяйство; торговые связи между различными землями
почти отсутствовали. Племена, вошедшие в ее состав, долгое время продолжали
сохранять свою обособленность, их жизнь во многом определялась пережитками
первобытнообщинного строя, и новые государственные отношения они признавали с
большой неохотой. Киевские князья, которые каждую осень отправлялись вполюдье— собирать дань с подвластных им земель,
— иногда сталкивались с открытым сопротивлением. Так, в 944 г. древлянами был
убит князь Игорь. Его вдова Ольга с большим трудом справилась с непокорным
племенем и затем упорядочила сбор дани, установив ее точный размер —урок, и места ее сбора —погосты. Однако и после этого
киевским князьям не раз приходилось устраивать военные походы в земли
радимичей, вятичей и пр., чтобы подтвердить свое господство.
Однако постепенно
новые отношения получают все большее развитие в самых различных сферах жизни.
Так, на Руси появляется феодальная аристократия —боярство. Основным его
источником стала избранная часть дружинников — старшая дружина, которая
составляла при князе постоянный совет —думу, получала за верную
службувотчины— земельные владения в наследственную собственность. В отдаленных от Киева
землях, например в Новгородской, боярство состояло из местной племенной знати.
В то же время из
Русской Правды (свода законов XI в.) мы знаем, что наряду со свободными
общинниками —людьми— на Руси в это время
уже появляются различные категории зависимого земледельческого населения. С
одной стороны, это рабы —холопы, челядь, — ничего не имевшие
и находившиеся в полном владении своего господина. С другой —смерды, рядовичи, закупы— земледельцы, по тем
или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодала. Они сохраняли
свое хозяйство, но значительную часть времени должны были работать на вотчинных
землях. Т.о., в Киевской Руси существовали элементы строя первобытнообщинного,
рабовладельческого и феодального, причем последние, очевидно, преобладали.
По мере становления
государства Киевская Русь оно становилось все более опасным противником для
своих соседей, и прежде всего богатой Византии. В 911 г. князь Олег принудил
капитулировать ее столицу Константинополь, взял богатую добычу и заключил с
византийским императором выгодный торговый договор. В 944 г. неудачный поход на
Византию совершил Игорь. Активную внешнюю политику вел его сын Святослав. В 964
— 965 гг. он разгромил Хазарский (Каганат; в начале 970-х гг. совершил поход на
Дунай, доставив множество хлопот Византии; в 971 г. на обратном пути в Киев был
убит новыми кочевыми противниками Руси —печенегами.
Важнейшей вехой в
становлении Киевского государства явилосьпринятие христианстваВладимиром Святославичем в 988 г. Владимир пошел на этот шаг после того как
его попытка создать единую государственную религию на основе славянских
языческих верований окончилась полной неудачей.