Ассирией в древности называлась область, расположенная в
средней части долины Тигра, соответствующая северо-восточной части современного
Ирака. Тигр принимает здесь с востока два крупных притока — Большой и Малый
Заб. С северо-востока страну ограничивают отроги гор Загра, с юго-востока —река
Малый Заб, с запада—степь. Воды реки Тигра наряду с колодцами используются
здесь для искусственного орошения. Однако по плодородию эта часть нынешнего
Ирака значительно уступает низовьям Тигра и Евфрата. Вверх по долинам Малого и
Большого Заба расположены районы частично земледельческие (с использованием
дождевых вод, собираемых в специальные водоёмы и применяемых для искусственного
орошения), но главным образом скотоводческие. Хотя зимой здесь может выпадать
даже снег, летом солнце выжигает травяной покров, поэтому скот летом перегоняют
на горные луга. Из земледельческих продуктов Ассирия производила обычные для
всего Двуречья виды злаков — в первую очередь ячмень и эммер
(пшеницу-двузернянку), а также мало распространённый в Вавилонии виноград.
В период неолита культура той области, которая позже стала
называться Ассирией, ещё стояла значительно выше культуры стран, расположенных
в низовьях Тигра и Евфрата, где условия для земледелия были неблагоприятными,
пока не было создано искусственное орошение. Это объясняется тем, что в
низовьях земля периодически затоплялась и заболачивалась, либо её травяной
покров полностью выжигался солнцем и чрезмерная сухость не позволяла взращивать
злаки.
К тому же в предгорьях имелся материал для изготовления
орудий (дерево, камень, медь), а в низовьях его не было. Поэтому оттеснённые в
низовья племена едва находили там возможности для пропитания. В холмистых и
предгорных районах Передней Азии в это время складывается довольно однородная
культура, для которой характерны оседлые поселения, состоявшие из домов, либо
глинобитных, либо (позже) из сырцового кирпича, иногда на каменном фундаменте;
позже появляются также и крупные общественные сооружения в виде круглых
общинных домов и прямоугольных святилищ. Для этой культуры характерно и
развитие гончарного ремесла, памятником которого является замечательная
расписная посуда.
Наиболее вероятно, что по крайней мере часть древнейшего
населения принадлежала здесь к хурритам — группе племён, родственных по языку
урартам Армянского нагорья. Язык хурритов имеет также в неко-юрых отношениях
отдалённое сходство с языками народов Кавказа и Закавказья. Шумерские тексты
III тысячелетия до н. э. называют рассматриваемые нами области «Су-бир»,
аккадские текстIII и II тысячелетий до н. э — «Субарту» или «Шубарту», отсюда и
название населения—субарейцы или шубарейцы. Большинство исследователей считает,
что это шумеро-аккадское обозначение тех же племён, которые называли себя
хурритами.