Превращение исторических
знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени.
Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.
1. Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая
мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического
мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм –
идея о том, что «то, что было раньше, – лучше, чем сейчас». Так, древние
индийцы считали, что «золотой век» человечеством уже пройден, а впереди –
только тяжелый труд и всевозможные испытания.
Кроме того, мифологическое
мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера
причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается
концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В
целом история человечества представлялась им как проявление воли божества: Рок
определял судьбу народов.
Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что
развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев.
Высшими достижениями
исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов –
Геродота и Фукидида. Греческого историка Геродота
(между 490 и 480-ок. 425 до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю
Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию,
Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн».
Древнегреческий историк Фукидид (ок.
460-400 до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной
Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим
античным историком был и Полибий (ок.
200-ок. 120 до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд
«История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и
других стран периода от 220 до 146 до н.э.
В Древнем Востоке также
важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном
правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился
историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в
основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма
Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок.
86 до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма
Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на
развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории
всех правящих династий.
2. Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием
церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам
разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного
развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией
раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430). Популярной,
как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских
историков этой эпохи выделяют Григория
Турского (538 или 539-593 или 594), Рауля
Глабера (985 – ок. 1047), Михаила
Пселла (1018-ок. 1078 или ок. 1096). Григорий
Турский – автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается
историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом
варварства».
На арабском Востоке наиболее
крупными учеными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа
ад-Динавери (IX в.) и Табари
(кон. IX – начало Х вв.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294
книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.
В средневековой России в
начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической
мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского
монастыря летописца Нестора. Затем
появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу
Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает
пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения
перед угрозой вражеского нашествия.
Изучение истории
человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от
Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной
идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается
интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории.
Итальянский политический деятель Н. Макиавелли
(1469-1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в
истории – имущественную.
3. В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и
философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить
причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого.
Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668-1774) утверждал, что исторический процесс имеет
объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам,
состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение
жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой
(демократическая республика или представительная монархия). А. Тюрго (1727-1781) – французский
государственный деятель, философ-просветитель, экономист – считал, что историю
общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи
правят миром. Они же развили после Цицерона
(106-43 до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного
монарха. Однако в целом западноевропейская историческая наука периода становления и утверждения
капиталистических отношений, т.е. Нового времени, несмотря на борьбу с
феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистических
позициях. Для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистически (хотя и
метафизически), они в изучении истории оставались сторонниками идеализма,
объясняя ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного
провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупнейшими
ее представителями на Западе были Ф. Гизо
(1787-1874), О. Тьерри (1795-1856),
Ф. Минье (1796-1884), М. Генри (1818-1881), Т. Карлейль (1795-1881), М. Маколей (1800-1859). Французские историки
Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию
классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали
эксплуататорский характер буржуазного государства. В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер (1776-1861) и В. Онкекн создали «Всемирную историю»
(соответственно 19 и 46 томов).
Огромное значение для
развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания и появление марксизма.
Исторический метод (принцип)
подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся
признавали до Маркса представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770-1831). Однако
последовательно принцип историзма был
разработан К. Марксом (1818-1883) и
Ф. Энгельсом (1820-1895). Его
отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности
– природу, общество, мышление. Маркс и Энгельс писали: «Мы знаем только одну
единственную науку-науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее
можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны
неразрывно связаны: до тех пор пока существуют люди, история природы и история
людей взаимно обусловливают друг друга».
Историческая мысль Востока в
XVII-XIX вв. переживает упадок; историки этого времени не выдвигают новых идей
и концепций, а подражают древним авторам – и по содержанию работ, и по их
форме.
В России в XVIII в. были
предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной
истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н.
Татищева (1686-1756), «История Российская» М.М. Щербатова (1733-1799) в 20 книгах.
Крупнейшим российским
историком начала XIX в. был Н.М. Карамзин
(1766-1826). Его главный труд – «История Государства Российского», написанная
простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История
России с древнейших времен» С.М. Соловьева
(1820-1879), «Русская история» Н.И.
Костомарова (1817-1885) и «Курс русской истории» В.О. Ключевского (1841-1911). Специалистом по всеобщей истории был Т.Н. Грановский (1813-1855).
4. Бурное развитие получила
историческая наука в Новейшее время
(конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были
разработаны различные концепции исторического развития. Здесь следует назвать
англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975),
американца Уолта Ростоу (р. 1916), Макса Вебера (1864-1920), Марка Блока (1886-1944), Алвина Тофлера (р. 1928) и др.
Среди наиболее известных
отечественных историков Новейшего времени Ф. Платонов (1860-1933), М.Н.
Покровский (1868-1932), Е.В. Тарле
(1876-1955), В.В. Струве (1889-1965),
С.Д. Сказкин (1890-1973), Е.А. Косминский (1886-1959), М.В. Нечкина (1901-1985), И.Д. Ковальченко (1928-1995), А. Нарочницкий, М.Н. Тихомиров
(1893-1965), С.В. Бахрушин (1882-1950),
М.А. Барг и др.
В 50-е гг. Академия наук
СССР подготовила и издала 13-томную «Всемирную историю». Сейчас выходят тома
новой «Всемирной истории», задуманной как 24-томное издание. В 1996 г. вышло
уже более 10 томов.