К западу и северо-западу от Китая энеолитическая культура
пока известна только в двух центрах: в Приаралье — по так называемым
кельтеминарским поселениям и в Минусинской и в Южной Сибири котловине — по так
называемым афанасьевским курганам (Названия даны по местам первых находок.).
Племена, жившие в Приаралье ещё с предшествующего времени, в значительной
степени сохраняли прежний неолитический быт охотников и рыболовов, хотя
исследователи и предполагают появление у них земледелия. Жили они родовыми
группами в огромных хижинах-шалашах, камышовая крыша которых опиралась на
множество стоявших концентрическими кругами столбов. Со среднеазиатским югом, с
поселениями типа Анау, у племён Приаралья в период энеолита были лишь отдельные
связи, заметные по некоторым особенностям орнаментации посуды. Зато более
прочными были их связи с районами Западной Сибири и Казахстана, где у населения
ещё очень долго сохранялся быт охотников и рыболовов времени неолита.
Второй энеолитический центр был расположен на Алтае и в
Минусинской котловине. Там в период энеолита обитали племена, оставившие
курганы. Судя по находкам, эти племена уже разводили рогатый скот. Образ жизни
их был полуоседлым, пастушеским и резко отличался от охотничьего быта
окружающих племён, населявших северную тайгу и горно-таёжные местности
Саяно-Алтая и Кузнецкого Алатау. Очевидно, пастушеские племена здесь резко
выделялись из остальной массы племён, ещё сохранявших прежние формы хозяйства.
О наличии обмена свидетельствуют привозные вещи, полученные из Приаралья, а
также росписи на сосудах, сходные с росписями на сосудах из Анау.
Важно отметить, что значительные изменения произошли в это
время внутри родовой общины. Многочисленные погребения мужчин с положенными вместе
с ними убитыми женщинами позволяют предполагать, во-первых, появление элементов
рабства и, во-вторых, уже определившееся преобладание мужчин в роде.
Изучение керамики и ряда других предметов обнаруживает
большое сходство их с инвентарём так называемых катакомбных курганов
южнорусских степей. Вполне вероятно, что это сходство основано на каких-то
связях племён, живших в ту пору на Алтае и в Минусинской котловине с западом.
Может быть, эти связи осуществлялись при посредстве племён Северного Казахстана
и Западной Сибири.