Вторник, 24.12.2024, 08:23
историк
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [507]
...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
...

...
Block title
...
Бесплатная раскрутка сайта
Позитивные новости
Алтайпресса
Главная » Статьи » Мои статьи

Бронепоезд № 2 "За Родину"

Бронепоезд № 2 "За Родину" В ответ на призыв ленинской партии коммунистов "Все - для фронта, все - для победы над фашистскими злодеями!" коллективы трех заводов - Коломенского имени В. В. Куйбышева, Брянского имени Профинтерна и Ворошиловградского имени Октябрьской революции - решили срочно построить два бронепоезда, укомплектовать добровольцами, вооружить и передать их Красной Армии. К концу сентября 1941 года коломенцы построили "Особый бронепоезд № 1" и передали его представителям Главного управления автобронетанковых войск Красной Армии. Это была мощная огневая передвижная боевая единица, кроме всего прочего располагавшая "катюшей" - платформой с установкой для ведения огня реактивными снарядами. Коломенский бронепоезд немедленно включился в оборону Москвы на участке между Можайском и Гжатском. Там, вблизи станции Колесники, его постигла тяжкая военная судьба: от кинжального артогня противника бронепоезд перестал существовать. Почти вся его команда погибла.

 Одновременно с коломенцами брянские профинтерновцы приступили к строительству "Особого бронепоезда № 2". Однако вскоре Брянск оказался прифронтовым городом. Всего в 40 километрах от него находились передовые части гитлеровцев. Учитывая такую обстановку, пришлось свернуть на этом заводе строительство бронепоезда.

 В первой половине августа на заводе "Красный Профинтерн" погрузили в вагоны и на платформы весь задел по бронепоезду и вместе с добровольцами, специалистами и их семьями отправили в Ворошиловград. По прибытии эшелона на завод сразу закипела работа по достройке бронепоезда. Среди энтузиастов-строителей были и те, кто в годы гражданской войны на этом заводе строил такие же боевые машины. 

 В комплект бронепоезда входили: паровоз серии Ов с броневой защитой, две бронеплощадки, две броневые платформы со средствами противовоздушной обороны, бронеплатформа для тяжелой пушки, четыре платформы прикрытия, две тяжелые и две легкие бронедрезины, два бронеавтомобиля, бронемотовоз. Кроме этого к боевой части бронепоезда придавалась вспомогательная материальная база с самостоятельной тягой: паровоз серии Щ, получивший название "черный", два пассажирских вагона, 10 товарных пульманов, два вагона - склада боеприпасов, вагон ? технический склад, вагон - для горюче-смазочных материалов. 

 Партийный комитет завода имени Октябрьской революции во главе с парторгом ЦК ВКП(б) М. Н. Хахаревым взял на себя всю многосложную работу, связанную со строительством бронепоезда. Работа велась беспрерывно, в три смены. На каждый участок изготовления, сборки оборудования и бронеплощадок были посланы коммунисты, закреплены опытные специалисты. Параллельно уже в начале сентября совместно с представителями Ворошиловградского обкома партии партком завода приступил к формированию команды бронепоезда и десантной роты. 

 График строительства бронепоезда стал непреложным законом военного времени. Отлично работали электросварщики Коновалов и Шкода вместе со своими коллегами из Брянска И. Никитиным и А. Серковым. Они сваривали стыки башни бронепоезда. Слесари Супрун, Кожухарь, Кучеров, Костин, Шепелев и другие вместе с брянцами устанавливали пушки, крепили амбразуры бортовых пулеметов. Радиостанцию, телефонную связь на бронепоезде и на вспомогательной передвижной базе монтировали Голдованский, Дорошенко и другие рабочие электромонтажного цеха. 

 Но инициативе специалистов была усилена броневая защита. Для повышения огневой мощи бронепоезда решили дополнительно построить три бронированные площадки со средствами противовоздушной обороны и одну бронеплощадку под 107-миллиметровую пушку и оборудовать несколько четырехосных вагонов под жилье, клуб, баню, дегазационную камеру. 

 Основной костяк команды был сформирован из добровольцев в сентябре 1941 года. Партийная организация бронепоезда состояла из семи партийных групп. Бронепоезд № 2 "За Родину" получил приписку на все виды войскового довольствия к штабу Южного фронта. В личном составе команды были добровольцы И. И. Щекатунов, А. В. Мартыненко, В. И. Владимиров, А. А. Фальченко, И. Т. Дюжев, Г. Е. Пащенко, И. Л. Волощенко, С. К. Гончаров, Р. А. Старунов, В. Г. Бондаренко, Д. М. Медведев, П. А. Молокоедов, Т. Г. Жила, П. В. Квитковский, М. К. Дрогалев, С. А. Петренко, А. Н. Драгунов, Г. Горошенко, И. Е. Горошенко, Николай и Александр Афонины, Н. Е. Ананьев, И. Л. Бураков, С. К. Волков, Т. П. Ульяненко, Г. Н. Гриднев, С. В. Петров, А. П. Цупов, А. В. Андреев и другие рабочие паровозостроительного завода. 

 В десантную роту Ворошиловградский обком КП(б)У направил 35 коммунистов. Среди них были Николай Потапенко, Морозов, Кузьмин, Федор Мацкеев, его несовершеннолетний сын Алексей и другие. 5 и 9 сентября 1941 года повзводно первая группа добровольцев в торжественной обстановке принимала присягу на верность любимой Родине и преданность Коммунистической партии. 

 В первых числах октября 1941 года из Ленинградского высшего танкового училища в Ворошиловград прибыл назначенный командиром бронепоезда "За Родину!" Аким Бондаренко. Ему пришлось оставить в училище место преподавателя и возглавить боевую воинскую единицу. 6 октября военный комиссар А. Н. Енин по вызову отправился в Москву для доклада о боевой готовности бронепоезда. Обратно А. Н. Енин возвращался вместе с А. П. Цуповым, бывшим рабочим завода, назначенным заместителем командира бронепоезда. 

 Положение на фронте ухудшилось. Фашистские оккупанты подходили к Ровенькам, Дебальцеву. Надо было спешить с подготовкой бронепоезда к выходу на фронт. В середине октября 1941 года секретарь Ворошиловградского обкома КП(б)У А. И. Гаевой, командир и комиссар бронепоезда А. Л. Бондаренко и А. Н. Енин были вызваны в Алчевск, в штаб Южного фронта. Член Военного совета фронта Л. Р. Корниец поинтересовался: 

 - Может ли бронепоезд к 23 октября выйти на боевые позиции? 

 - Бронепоезд "За Родину!" будет готов выполнять боевые задачи, - ответил А. Л. Бондаренко. 

 - Учтите, все должно быть готово к 22 октября, - подчеркнул Корниец и добавил: - Немцы приближаются к Ворошиловграду. Бои предстоят жаркие. 

 Днем 23 октября 1941 года на заводских путях Ворошиловградского завода имени Октябрьской революции в присутствии сотен трудящихся состоялась торжественная передача команде построенного бронепоезда. А. И. Гаевой от имени Военного совета фронта и Ворошиловградского обкома партии вручил команде Красное знамя, выразив при этом уверенность, что она не уронит чести советского воинства. Последним напутствием секретаря обкома были слова: 

 - Будьте смелыми. Смерть немецким оккупантам!

Ночью бронепоезд прибыл на свой боевой участок Родаково - Дебальцево - Алмазное. Местом его стоянки было определено депо станции Родаково.

 Несмотря на огромные потери в живой силе и технике, немепко-фашистские оккупанты упорно продвигались к Ростову-на-Дону - воротам Кавказа. По приказу штаба Южного фронта бронепоезд "За Родину!" в начале ноября 1941 года направляется в Ростов-на-Дону, в распоряжение командующего 18-й армией. 

 С этого времени команда бронепоезда "За Родину!" беспрерывно ведет боевые операции по сдерживанию противника: с помощью десантной роты и артиллерийского огня удерживалась оборона на линии между Заповедная - Ровеньки, обеспечивалось движение по главному железнодорожному пути Донбасс - Ростов - Москва. Бронепоезд не имел передышки - под Новошахтинском вел огонь по прорвавшимся немецким танкам, отбивая налеты вражеской авиации; охранял участок железной дороги Новочеркасск- Шахты, громил вражеские десанты. Под Александровкой только за один день 28 ноября по гитлеровским позициям было выпущено до тысячи снарядов. 

 Ночью 28 ноября советские войска завязали бои на окраинах Ростова, за неделю до того захваченного гитлеровцами. На второй день части 9-й и 56-й советских армий ворвались в город и заняли его. Эта наступательная операция советских войск сорвала вражеские планы вторжения на Северный Кавказ, сковала главные силы группы фашистских армий "Юг" и в немалой степени способствовала успешному контрнаступлению Красной Армии под Москвой. 

 Вскоре же немецкое командование предприняло массированный удар в направлении Дебальцево, угрожая Алчевску и Ворошиловграду. Бронепоезд "За Родину!" получил приказание вернуться в Донбасс. 6 декабря 1941 года он прибыл на станцию Дебальцево-Сортировочная. Выходя оттуда на линию, бронепоезд в бой с врагом не вступал, вел активную разведку. Но однажды ночью, при отходе на свою базу, попал в западню, которую устроили ему фашисты, взорвав железнодорожный путь. Первый бой мог стать последним. Но мужество не покинуло команду. Взорванный путь был восстановлен, бронепоезд ушел из опасной зоны. Неудачи на Ростовском и Ворошиловградском направлениях вынудили гитлеровцев перейти к обороне. 

 Неуловимый как призрак, бронепоезд наносил большой урон фашистским войскам метким огнем с закрытых позиций. Под Дебальцевом попал в окружение особый полк НКВД. Бронепоезд "За Родину!" по приказу штаба армии поспешил на выручку попавшим в беду товарищам. Большую часть окруженных удалось тогда вывести. За мужество в этом бою многие добровольцы были награждены орденами и медалями. 

 Эффективные боевые операции бронепоезда вызвали ответные действия. Немецкие самолеты начали охотиться за бронепоездом. После очередного рейда на Дебальцево, 28 декабря, бронепоезд возвращался на свою базу. На перегоне Баронская - Мануйловка среди белого дня на него напали 8 или 9 "юнкерсов". Тяжелые бомбы сбрасывались на поездной состав. Бомбы падали совсем рядом и взрывались с такой адской силой, что паровоз с тендером были сброшены с рельсов. Зенитчики, однако, успели сбить два "юнкерса". Остальные ушли, полагая, что с бронепоездом все покончено. Последствия этого налета оказались тяжелыми. Авиабомбой большой мощности было разрушено железнодорожное полотно. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Ранения получили командир бронепоезда Бондаренко, машинист Рубежанский, военфельдшер Васильев, командир зенитчиков Андреев и еще несколько бойцов. 

 Ночью железнодорожный путь в сторону Мануйловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл на помощь паровоз и по частям растащил состав. Поврежденный бронепаровоз пришлось отправить в Ворошиловград на "госпитализацию". После основательного ремонта бронепоезд с командой и десантной ротой отбыл с завода в Родаково. 

 В январе 1942 года бронепоезд "За Родину!" был направлен в район Попасной, занятый немцами. Перед ним была поставлена задача - парализовать работу станции, которую гитлеровцы активно эксплуатировали. С закрытых позиций Попасная беспрерывно обстреливалась. Днем и ночью захватчиков держали в состоянии постоянного напряжения. Появление вновь на позициях бронепоезда "За Родину!" явилось неожиданностью для немцев, которые полагали, что он уже выведен из строя.

 Обстановка на фронтах быстро менялась и усложнялась. В апреле 1942 года командир бронепоезда А. Л. Бондаренко и его заместитель А. П. Цупов вместе с частью команды были откомандированы на формирование новых бронетанковых подразделений. Новым командиром назначается И. М. Бобриков, а бронепоезд "За Родину!" включается в дивизион вместе с бронепоездом под командой Шурыгина, прибывшим из Полтавы.

 В начале мая в распоряжение штаба фронта отбыла десантная рота. На ее базе был сформирован истребительный батальон. А дивизион бронепоездов продолжал боевые операции в районе Дебальцево до начала июля. Но когда советские войска вынуждены были отходить под воздействием превосходящих сил противника за Северский Донец, для дивизиона бронепоездов возникла опасность окружения. В это время на их долю выпали особенно суровые испытания.

 13 июля под станцией Родаково дивизион бронепоездов встретил передовые немецкие части, наступавшие на Ворошиловград. Два дня подряд бронепоезда совершали неожиданные, смелые рейды то в Зимогорье, то в Славяносербск и прямой наводкой громили пехоту противника.

 Но 15 июля для прославленного бронепоезда "За Родину!" оказался черным днем. На разъезде 61-го километра между станциями Родаково и Меловая он подвергся массированному налету немецких "юнкерсов". Рано утром первая атака вражеских самолетов была отбита. Продвигавшийся вперед враг был остановлен шквальным огнем "стальной крепости". Немцы совершили второй налет. Зенитчики ведут интенсивный огонь по самолетам. Фашисты в звериной ярости наседают на бронепоезд значительно увеличенными силами. В этом поединке гибнут отдельные добровольцы, а экипаж продолжает сражаться. 

 В середине того тяжелого дня гитлеровская авиация совершает массированный третий налет. На этот раз в нем участвуют более 30 "юнкерсов". На неподвижный, лишенный возможности маневрировать бронепоезд волнами из-за облаков пикируют вражеские бомбардировщики. Фонтаны дыма и земли от взрывов бомб скрывают за непроницаемой пеленой бойцов, ведущих отчаянную борьбу с врагом. 

 Вышел из строя бронепаровоз, тяжелая бомба попала в тендер. Смертельно ранены машинист Воропаев и кочегар Корбань. Сброшены с рельсов платформа с тяжелой пушкой и платформа противовоздушной обороны. Загорелись платформы прикрытия и склады боеприпасов. Рвались запасные комплекты снарядов. Героический экипаж бронепоезда "За Родину!" продолжал вести прицельный огонь из уцелевших пушек и пулеметов. Возле них в проходах образовались завалы отстрелянных гильз. 

 А налеты не прекращались. Весь израненный, под градом сотен осколков, обожженный пламенем огня бронепоезд "За Родину!" вел свой последний бой... 

 В этом неравном противоборстве высокое мужество проявили секретарь парткома командир платформы противовоздушной обороны П. В. Герасичкин и пулеметчик Ю. Роговой. Осыпанный землей, израненный, Герасичкин с открытой площадки отражал атаки вражеских самолетов огнем крупнокалиберного пулемета. От прямого попадания бомбы в бронеплатформу оборвалась жизнь героя-коммуниста. Тогда же погибли помощник машиниста Николай Манохин, пулеметчик Гуревич, контужен командир бронепоезда старший лейтенант Бобриков. 

 Бронепоезд "За Родину!" был выведен из строя, а Полтавский оказался в ловушке и не мог уйти на новую позицию из-за разрушений железнодорожного полотна. И тогда было принято решение под огнем противника вывести с бронепоездов команды. Они выполнили до конца свой воинский долг и сохранили Красное знамя. 

 Специально выделенной группе бойцов было приказано ночью демонтировать и вывезти в тыл уцелевшее вооружение, а оставшуюся материальную часть подорвать. 

 Когда команды дивизиона бронепоездов отходили к Ворошиловграду, к своей технической базе, в районе Меловой они повстречались с бойцами одной из пехотных частей, наблюдавшими издали поединок с немецкими самолетами. Изумленные пехотинцы спросили: 

 - Неужели на бронепоезде кто-либо остался жив? 

 - Как видите, - последовал ответ. - Хотя и были жертвы, "стальная крепость" многих спасла от смерти, а сама погибла. 

 Потеря бронепоездов не являлась концом боевых ратных дел бойцов их команд. Перед ними лежали новые военные дороги.

 



Источник: http://mechcorps.rkka.ru/files/bepo/pages/2_bepo_za_rodinu.html
Категория: Мои статьи | Добавил: рав (02.08.2012)
Просмотров: 4442
Всего комментариев: 0
Поиск
Analitic
...
Block content
*****
Copyright MyCorp © 2024
Яндекс.Метрика