При той нужде, в которой жили
Никоновы, четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за
бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об
убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло
быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и
необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства
благотворителей.
Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в
приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не
родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом
и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение,
богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь
родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».
Священное Писание свидетельствует, что
Всеведущий Бог иногда предъизбирает Себе служителей еще до их рождения. Так,
Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во
чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.
1, 5). Господь, избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил
на нее тяжелый крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь.
При крещении девочка была названа Матроной в
честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижни-цы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября.
О богоизбранности девочки свидетельствовало
то, что при крещении, когда священник, опустил дитя в купель, присутствующие
увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал
родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при крещении.
Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и
блаженного, был несказанно удивлен: «Я много крестил, но такое вижу в первый
раз, и этот младенец будет свят». Еще отец Василий сказал Наталии: «Если
девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и
говорите прямо, что нужно».
Он добавил, что Матрона встанет на его место и
предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью
Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивленные и испуганные
родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он действительно
только что скончался.
Матрона была не просто слепая, у нее совсем не
было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той
белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще
в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол,
каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в
ночной тишине играла с ними.
Матронушку часто дразнили дети, даже
издевались на нею: девочки стегали крапивой, зная, что она не увидит, кто
именно ее обижает. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она
наошупь выбиралась оттуда и брела домой.
С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся
дар предсказания и исцеления больных.
Даром духовного рассуждения, прозорливости,
чудотворения и исцеления Матрона была отмечена Богом с ранних пор. Близкие
стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и
мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и
общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и
утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых
шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со
всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных,
которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли
ее родителям продукты и подарки. Так девочка, вместо того чтобы стать обузой
для семьи, стала ее главной кормилицей.
Родители Матроны любили ходить в храм вместе.
Однажды в праздник мать Матроны одевается и зовет с собой мужа. Но он отказался
и не пошел. Дома он читал молитвы, пел. Матрона тоже была дома. Мать же,
находясь в храме, все думала о своем муже: «Вот, не пошел». И все волновалась.
Литургия закончилась, Наталия пришла домой, а Матрона ей говорит: « Ты, мама, в
храме не была». «Как не была? Я только что пришла и вот раздеваюсь!» А девочка
замечает: «Вот отец был в храме, а тебя там не было.» Духовным зрением она
видела, что мать находилась в храме только телесно.
Как-то осенью Матронушка сидела на завалинке.
Мать ей говорит: «Что же ты сидишь, холодно, иди в избу». Матрона отвечает:
«Мне дома сидеть нельзя, огонь мне подставляют, вилами колют». Мать
недоумевает: «Там нет никого». А Матрона ей поясняет: «Ты же, мама, не
понимаешь, сатана меня искушает!»
В отрочестве ей представилась возможность
попутешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия
Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру,
Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас
дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским,
который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ
расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание
сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп
России». Значения этих слов матушка никому не объяснила, но ее близкие
догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и
русскому народу во времена гонений на Церковь.
Прошло немного времени, и на семнадцатом году
Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка
указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и
знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить.
Так и случилось. «Я не избегала этого — такова была воля Божия».
До конца дней своих она была «сидячей». И
сидение ее — в разных домах и квартирах, где она находила приют, — продолжалось
еще пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла
этот тяжкий крест, данный ей от Бога.
Еще в раннем возрасте Матрона предсказала
революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно она
показывала, как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы
захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля
никому не нужна будет.
Помещику из их села Себино Янькову Матрона
советовала перед революцией все продать и уехать за границу. Если бы он
послушал блаженную, то не видел бы разграбления своего имения и избежал ранней,
преждевременной смерти, а дочь его — скитаний.
Односельчанка Матроны, Евгения Ивановна
Калачкова, рассказывала, что перед самой революцией одна барыня купила дом в
Себино, пришла к Матроне и говорит: «Я хочу строить колокольню». «Что ты
задумала делать, то не сбудется», — отвечает Матрона. Барыня удивилась: «Как же
не сбудется, когда все у меня есть — и деньги, и материалы?» Так ничего с
постройкой колокольни и не вышло.
Для церкви Успения Божией Матери по настоянию
Матроны (которая уже приобрела известность в округе и просьба которой
воспринималась как благословение) была написана икона Божией Матери «Взыскание
погибших». Вот как это произошло.
Однажды Матрона попросила мать передать священнику,
что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы
«Взыскание погибших». Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и
говорит: «Мама, я выпишу такую икону». Мать опечалилась — чем же платить за
нее? Потом Матрона говорит матери:
«Мама, мне все снится икона «Взыскание
погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится». Матронушка благословила
женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей
один мужик дал рубль нехотя, а его брат — одну копейку на смех. Когда деньги
принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала
матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».
Когда собрали необходимую сумму, заказали
икону художнику из Епифани. Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у
него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело
привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься
Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?»
Художник ответил утвердительно н начал писать. Прошло много времени, наконец он
пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему:
«Иди, раскайся в своих грехах» ( духовным зрением она видела, что есть еще
грех, который он не исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает. Потом
снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны
прощения. Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной».
На собранные по деревням деньги по благословению
Матроны была заказана в Богородицке и другая икона Божией Матери «Взыскание
погибших».
Когда она была готова, ее понесли крестным
ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Матрона ходила
встречать икону за четыре километра, ее вели под руки. Вдруг она сказала: «Не
ходите дальше, теперь уже скоро, они уже идут, они близко». Слепая от рождения
говорила как зрячая: «Через полчаса придут, принесут икону». Действительно,
через полчаса показался крестный ход. Отслужили молебен, и крестный ход
направился в Себино. Матрона то держалась за икону, то ее вели под руки рядом с
ней. Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших» стал главной местной
святыней и прославился многими чудотворениями. Когда бывала засуха, его
выносили на луг посреди села и служили молебен. После него люди не успевали
дойти до своих домов, как начинался дождь.
На протяжении всей жизни блаженную Матрону
окружали иконы. В комнате, где она прожила впоследствии особенно долго, было
целых три красных угла, а в них — иконы сверху донизу, с горящими перед ними
лампадами. Одна женщина, работавшая в храме Ризоположения в Москве, часто
ходила к Матроне и вспоминала потом, как та ей говорила: «Я в вашей церкви все
иконы знаю, какая где стоит».
Удивляло людей и то, что Матрона имела и
обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На
сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой:
«Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!» — она как-то ответила: «Мне Бог
однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звезды
на небе и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы,
птичек...»
Но есть еще более удивительное свидетельство
прозорливости блаженной. 3. В. Жданова вспоминает: «Матушка была совершенно
неграмотная, а все знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный проект
«Министерство военно-морского флота» (я тогда училась в архитектурном институте
в Москве). Мой руководитель, непонятно за что, все время меня преследовал. За пять
месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив «завалить» мой диплом. За
две недели до защиты он объявил мне: «Завтра придет комиссия и утвердит
несостоятельность вашей работы!» Я пришла домой вся в слезах: отец в тюрьме,
помочь некому, мама на моем иждивении, одна надежда была — защититься и
работать.
Помощь, которую подавала Матрона болящим, не
только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым народным
целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при
совершении которых «целитель» входит в связь с темной силой, но имела
принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону
так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чем свидетельствуют люди,
близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего Матрона молилась за
людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она
испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. История Православной Церкви
знает много примеров, когда не только священнослужители или монахи-аскеты, но и
жившие в миру праведники молитвой врачевали нуждающихся в помощи.
Матрона читала молитву над водой и давала ее
приходившим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных
напастей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и
речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют
каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными
целительными свойствами обладает не только святая вода, но и вода некоторых
водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью
близ них святых людей, явлением чудотворных икон.
В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в
которой проживет до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было
множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с
отравленным сознанием. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то
духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко
спасению.
Это был новый период ее подвижнической жизни.
Она становится бездомной странницей. Порой ей приходилось жить у людей,
относившихся к ней враждебно. С жильем в Москве было трудно, выбирать не
приходилось.
Много раз Матрону хотели арестовать. Были
арестованы и посажены в тюрьму (или сосланы) многие из ее ближних. Зинаида
Жданова была осуждена как участница церковно-монархической группы.
Ксения Ивановна Сифарова рассказывала, что
племянник Матроны Иван жил в Загорске. И вдруг она мысленно вызывает его к
себе. Пришел он к своему начальнику и говорит: «Хочу у вас отпроситься, прямо
не могу, надо мне к моей тете ехать». Он приехал, не зная, в чем дело. А
Матрона ему говорит: «Давай, давай, перевези меня скорей в Загорск, к теще
своей». Только они уехали, как пришла милиция. Много раз так было: только хотят
ее арестовать, а она накануне уезжает.
Живя в Москве, Матрона бывала в своей деревне
— то вызовут ее по какому-то делу, то соскучится по дому, по матери.
Как-то в 1939 или 1940-м году Матрона сказала:
«Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно,
народу много погибнет, но наш русский народ победит».
В начале 1941 года двоюродная сестра 3. В.
Ждановой Ольга Носкова спрашивала у матушки совета, идти ли ей в отпуск (давали
путевку, а ей не хотелось ехать отдыхать зимой). Матушка сказала: «Нужно идти в
отпуск сейчас, потом долго-долго не будет отпусков. Будет война. Победа будет
за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать
не надо».
Когда началась война, матушка просила всех
приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой
длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в
ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее
духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает
невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу немцы
не войдут. Ее пророчество оправдалось.
В день Матронушка принимала до сорока человек.
Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не
отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели
в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но
после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к
Церкви, к ее спасительным таинствам. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни
с кого ничего не брала.
Молитвы матушка читала всегда громко. Знавшие
ее близко говорят о том, что молитвы эти были известные, читаемые в храме и
дома: «Отче наш», «Да воскреснет Бог», девяностый псалом, «Господи
Вседержителю, Боже сил и всякия плоти» (из утренних молитв). Она подчеркивала,
что помогает не сама, а Бог по ее молитвам: «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог
помогает!» — отвечает она Ксении Гавриловне Потаповой на просьбу помочь ей.
Исцеляя недужных, матушка требовала от них
веры в Бога и исправления греховной жизни. Так, одну посетительницу она
спрашивает, верует ли она, что Господь силен ее исцелить. Другой, заболевшей
падучей болезнью, велит не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой
исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке
она благословляет обязательно венчаться в Церкви. Всем обязательно носить
нательный крест.
3. В. Жданова рассказывает, что в 1946 году в
их квартиру, где жила тогда Матрона, привели женщину, которая занимала высокое
положение. У нее сошел с ума единственный сын, муж погиб на фронте, сама она,
конечно, была безбожницей. Она ездила с больным сыном в Европу, но известные
врачи помочь ему не смогли. «Я пришла к вам от отчаяния, — сказала она, — мне
идти некуда». Матрона спросила: «Если Господь вылечит твоего сына, поверишь ли
ты в Бога?» Женщина сказала: «Я не знаю, как это — верить». Тогда Матрона
попросила воды и в присутствии несчастной матери стала громко читать над водой
молитву. Подавая ей затем эту воду, блаженная сказала: «Поезжай сейчас в
Кащенко (психиатрическая больница в Москве), договорись с санитарами, чтобы они
его крепко держали, когда будут выводить. Он будет биться, а ты постарайся
плеснуть этой водой ему в глаза и обязательно попади в рот».
Часто Матрона накладывала руки на голову и
говорила: «Он, он, сейчас я тебе крылышки подрежу, повоюй, повоюй пока!» «Ты
кто такой?» — спросит, а в человеке вдруг зажужжит. Матушка опять скажет: «Ты
кто?» — и еще сильнее зажужжит, а потом она помолится и промолвит: «Ну,
повоевал комар, теперь хватит!» И человек уходит исцеленный.
Какой запомнилась Матрона близким людям? С
миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив
ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко
сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос.
Она
вообще была немногословна, кратко отвечала приходящим на вопросы. Остались
некоторые ее наставления общего характера.
Матушка учила не осуждать ближних. Она
говорила: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка
будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?» Матрона учила
предавать себя в волю Божию. Жить с молитвой. Часто налагать на себя и
окружающие предметы крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы.
Советовала чаще причащаться Святых Христовых Тайн. «Защищайтесь крестом,
молитвою, святой водой, причащением частым... Перед иконами пусть горят
лампады».
Учила также любить и прощать старых и
немощных. «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые,
больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать
больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни
сделали».
Матрона предостерегала не бегать по духовникам
в поисках «старцев» или «прозорливцев». Бегая по разным отцам, говорила она,
можно потерять духовную силу и правильное направление жизни.
Вот ее слова: «Мир лежит во зле и прелести, и
прелесть — прельщение дущ — будет явная, остерегайся». «Если идете к старцу или
священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный
совет». Учила не интересоваться священниками и их жизнью. Желающим христианского
совершенства советовала не выделяться внешне среди людей (черной одеждой и т.
д.). Она учила терпению скорбей. 3. В. Ждановой она говорила: «Ходи в храм и ни
на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ,
икону». Подобное наставление есть также у преподобного Серафима Саровского и
других святых отцов. Вообще в наставлениях Матроны не было ничего, что шло бы
вразрез со святоотеческим учением.
Про девушек, которые уверовали в Бога, Матрона
говорила: «Вам, девицам, Бог все простит, если будете преданы Богу. Кто себя
обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец
даст».
Матронушка говорила: «Враг подступает — надо
обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у
нас на левом плече сидит, а на правом — ангел, и у каждого своя книга: в одну
записываются наши грехи, в другую — добрые дела. Чаще креститесь! Крест — такой
же замок, как на двери». Она наставляла не забывать крестить еду. «Силою
Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!»
О колдунах матушка говорила: «Для того, кто
вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя
обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят».
Матушка часто говорила близким, что сражается
с колдунами, со злой силой, невидимо воюет с ними. Однажды пришел к ней
благообразный старик, с бородой, степенный, пал перед ней на колени весь в
слезах и говорит: «У меня умирает единственный сын». А матушка наклонилась к
нему и тихо спросила: «А ты как ему сделал? На смерть или нет?» Он ответил: «На
смерть». А матушка говорит: «Иди, иди от меня, незачем тебе ко мне приходить».
После его ухода она сказала: «Колдуны Бога знают! Если бы вы так молились, как
они, когда вымаливают у Бога прощение за свое зло!»
Массовое отпадение людей от Церкви, воинствующее
богоборчество, нарастание отчуждения и злобы между людьми, отвержение
миллионами традиционной веры и греховная жизнь без покаяния привели многих к
тяжким духовным последствиям. Матрона это хорошо понимала и чувствовала.
Желая приоткрыть завесу над ее духовной
жизнью, некоторые любопытные посетители старались подсмотреть, что Матрона
делает по ночам. Одна девушка видела, что она всю ночь молилась и клала
поклоны...
Живя у Ждановых в Староконюшенном переулке,
Матронушка исповедовалась и причащалась у священника Димитрия из храма на
Красной Пресне. Непрестанная молитва помогала блаженной Матроне нести крест
служения людям, что было настоящим подвигом и мученичеством, высшим проявлением
любви. Отчитывая бесноватых, молясь за каждого, разделяя людские скорби,
матушка так уставала, что к концу дня не могла даже говорить с близкими и
только тихо стонала, лежа на кулачке. Внутренняя, духовная жизнь блаженной все
же осталась тайной даже для близких к ней людей, останется тайной и для
остальных.
Не зная духовной жизни матушки, тем не менее
люди не сомневались в ее святости, в том, что она была настоящей подвижницей.
Подвиг Матроны заключался в великом терпении, идущем от чистоты сердца и
горячей любви к Богу. Именно о таком терпении, которое будет спасать христиан в
последние времена, пророчествовали святые отцы Церкви. Как настоящая
подвижница, блаженная учила не словами, а всей своей жизнью. Слепая телесно,
она учила и продолжает учить истинному духовному зрению. Не имевшая возможности
ходить, она учила и учит идти по трудному пути спасения.
Она жила, не имея своего угла, имущества,
запасов. Кто пригласит, у того она и жила. Жила на приношения, которыми сама не
могла распоряжаться. Была в послушании у злой Пелагеи, которая всем
распоряжалась и раздавала все, что приносили матушке, своим родственникам. Без
ее ведома матушка не могла ни пить, ни есть...
Во время войны много было случаев, когда она
отвечала приходившим на их вопросы — жив или нет. Кому-то скажет — жив, ждите.
Кому-то — отпевать и поминать.
Последний
земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная,
дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в
Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои
скорби. Лишь перед самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием.
Но люди все равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи. Говорят, что
о времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все
необходимые распоряжения. Матушка просила, чтобы ее отпели в церкви
Ризоположения. (В это время служил там любимый прихожанами священник Николай
Голубцов. Он знал и почитал блаженную Матрону.) Она не велела приносить на
похороны венки и пластмассовые цветы.
2 мая 1952 года она почила. 3 мая в
Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении
новопреставленной блаженной Матроны. Среди множества других она привлекла
внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку? — взволнованно спросил он.—
Что, она умерла?» (Многие насельники Лавры хорошо знали и почитали Матрону.)
Старушка с дочерью, приехавшие из Москвы, подтвердили: накануне матушка
скончалась, и нынче вечером гроб с телом будет поставлен в московской церкви
Ризоположения на Донской улице. Так лаврские монахи узнали о кончине Матроны и
смогли приехать на ее погребение. После отпевания, которое совершил отец
Николай Голубцов, все присутствующие подходили и прикладывались к ее рукам.
4 мая в Неделю жен-мироносиц при большом
стечении народа состоялось погребение блаженной Матроны. По ее желанию она была
погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу» (там находился один
из немногих действующих московских храмов). Отпевание и погребение блаженной
были началом ее прославления в народе как угодницы Божией.
Блаженная Матрона была православным человеком
в глубоком, традиционном значении этого слова. Сострадание к людям, идущее из
полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам
Православной Церкви — вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни.
Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного
благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к
праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере,
воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной
жизни.