Выдающийся полярный летчик, Герой Советского Союза.
Родился в деревне
Бородино Московской губернии в рабочей семье. После получения начального
образования вынужден был бросить учебу и помогать семье. Сначала приходилось
работать «мальчиком на побегушках», затем, перейдя на завод, Бабушкин к
восемнадцати годам получил специальность слесаря-монтажника.
В 1914 году он был
призван в армию и воевал рядовым. После больших потерь в рядах кадровых
летчиков по армии был издан приказ об откомандировании наиболее способных
нижних чинов в Гатчинскую авиационную школу. В числе ее курсантов оказался и
Бабушкин. Он быстро освоил премудрости летного дела и был оставлен в школе
инструктором.
В годы гражданской
войны Бабушкин воевал на Дальнем Востоке, а после ее окончания вернулся на
летную инструкторскую работу, воспитав десятки молодых военных летчиков.
После демобилизации в
1923 году Бабушкин перешел на линейную работу в Гражданский флот, а в 1926 году
впервые попал на Север, получив задание проводить разведку залежек тюленей в
Белом море. Он успешно справлялся с этой работой, но полной удовлетворенности
не испытывал. Часто возникала необходимость сесть на лед, но опыта такого еще в
мире не было. Кто-то должен был стать первым, и Бабушкин решился: сел на лед
около ледокола. С тех пор он стал при необходимости делать это все чаще,
научившись с воздуха выбирать подходящие площадки.
Признанием летного
мастерства Бабушкина явилось включение его в состав экспедиции на ледоколе
«Малыгин», организованной для спасения экспедиции У. Нобиле. Летая в трудных
метеорологических условиях, Бабушкин совершил пятнадцать посадок на лед. За эту экспедицию он был награжден
орденом Красного Знамени.
В 1933 году Бабушкин
с самолетом Ш-2 принял участие в знаменитом трагическом походе «Челюскина» и
многократно вылетал с капитаном В. И. Ворониным (см.) на ледовую разведку. После
гибели парохода оказалось необходимым присутствие Бабушкина в Ванкареме для
организации работы аэродрома, и он, подремонтировав свой самолетик, покинул на
нем ледовый лагерь. За челюскинскую эпопею его наградили орденом Красной
Звезды.
С момента образования
Главсевморпути Бабушкин работал в Управлении полярной авиации. В 1936 году его
назначили вторым пилотом на флагманский самолет организуемой полюсной
экспедиции. 21 мая 1937 года самолет Н-170, ведомый Героем Советского Союза М.
В. Водопьяновым и Бабушкиным, впервые сел на лед Северного полюса. За участие в
этой экспедиции он получил орден Ленина и звание Героя Советского Союза.
Как лучшего мастера
посадок на неподготовленные площадки, летчика, знакомого с условиями полетов в
приполюсном пространстве, Бабушкина назначили командиром одного из самолетов,
направленных на поиски пропавшего самолета С. А. Леваневского (см.). Это была
его последняя экспедиция. Завершив неудачные поиски, самолет ТБ-3, командиром
которого был военный летчик Глущенко, должен был возвращаться в Москву с
аэродрома на о. Ягодник под Архангельском.
Остров был ровный,
взлетать можно было в любую сторону, но именно на выбранном направлении
оказалась канава. Канаву увидели поздно, пилот рванул штурвал на себя, чтобы
раньше взлететь. Самолет немного оторвался от земли, но тут же просел и
колесами врезался в канаву. От удара машина загорелась и упала в протоку
Северной Двины. Летевший пассажиром Бабушкин утонул сразу, сломанное ребро
врезалось в легкие. Погода при этом была отличная. По-видимому, сказалась
усталость экипажа после тяжелых многодневных полетов и желание поскорей
вернуться домой. Так погиб пилот, совершивший множество первичных посадок на
неподготовленные площадки.
Урна с прахом
Бабушкина похоронена в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Остров около западного побережья северного острова Новой
Земли. Назван экспедицией на л/п «Г. Седов» в 1930 году.
Мыс на востоке о. Земля Александры арх. ЗФИ. Назван
советскими геодезистами в 1950-х годах.