Родился в 1873 году в селе Леденгском, Тотемского уезда
Вологодской губернии. Родители его были крестьяне-бедняки. Десятилетним
Бабушкин попадает в Петербург «мальчиком» в мелочную лавку. 14 лет поступает
учеником в торпедную мастерскую Кронштадтского порта. В 18 лет становится
мастером и перебирается в Петербург: поступает слесарем на Невский механический
завод (быв. Семянниковский). Вскоре Бабушкин сближается с революционерами и сам
включается в революционную борьбу. Здравый смысл и верное чутьё
рабочего-революционера отталкивают его от народников и приводят в лагерь
социал-демократов. Вскоре Бабушкин встречается с В. И. Лениным и становится его
верным учеником и последователем. Начинается бурная жизнь
профессионала-революционера, прерываемая арестами, тюрьмами и ссылками. Но
яркая жизнь бойца-революционера скоро оборвалась. В 1906 году он был схвачен на
боевом посту карательным отрядом генерала Ренненкампфа (или
Меллер-Закомельского) и тут же на месте расстрелян. Так погиб Бабушкин 33 лет
от роду, встретив смерть героем, не назвав своего имени. Лишь через 4 года В.
И. Ленин узнал о геройской смерти Бабушкина и посвятил ему следующий некролог:
«Мы живем в проклятых
условиях, когда возможна такая вещь: крупный партийный работник, гордость
партии, товарищ, всю свою жизнь беззаветно отдавший рабочему делу, пропадает
без вести. И самые близкие люди, как жена и мать, самые близкие товарищи годами
не знают, что сталось с ним: мается ли он где на каторге, погиб ли в какой
тюрьме или умер геройской смертью в схватке с врагом. Так было с Иваном
Васильевичем, расстрелянным Ренненкампфом. Узнали мы об его смерти лишь совсем
недавно.
Имя Ивана Васильевича близко и дорого не одному
социал-демократу. Все, знавшие его, любили и уважали его за его энергию,
отсутствие фразы, глубокую выдержанную революционность и горячую преданность
делу. Петербургский рабочий, он в 1895 г., с группой других сознательных
товарищей, энергично ведёт работу за Невской Заставой среди рабочих
Семянниковского, Александровского, Стеклянного заводов, образовывает кружки,
устраивает библиотеки и сам всё время страстно учится.
Все мысли его направлены на то, как бы расширить работу. Он
принимает деятельное участие в составлении первого агитационного листка,
выпущенного в С.-Петербурге осенью 1894 года, листка к Семянниковским рабочим,
и самолично распространяет его. Когда в С.-Петербурге образовывается «Союз
борьбы за освобождение рабочего класса», Иван Васильевич становится одним из
активнейших его членов и работает в нём вплоть до своего ареста. Идея создания
за границей политической газеты, которая послужила бы делу объединения и
укрепления с.-д. партии, обсуждалась вместе с ним его старыми товарищами по
петербургской работе — основателями «Искры» — и встретила с его стороны самую
горячую поддержку. Пока Иван Васильевич остаётся на воле, «Искра» не терпит
недостатка в чисто-рабочих корреспонденциях. Просмотрите первые 20 номеров
«Искры», все эти корреспонденции из Шуи, Иваново-Вознесенска, Орехово-Зуева и
др. мест центра России: почти все они проходили через руки Ивана Васильевича,
старавшегося установить самую тесную связь между «Искрой» и рабочими. Иван
Васильевич был самым усердным корреспондентом «Искры» и горячим её сторонником.
Из центрального района Бабушкин перебирается на юг, в Екатеринослав, где его
арестуют и сажают в тюрьму в Александровске. Из Александровска он бежит вместе
с другим товарищем, перепилив решетку окна. Не зная ни одного иностранного
языка, он пробирается в Лондон, где тогда была редакция «Искры». Много
переговорено было там, много вопросов обсуждено совместно. Но Ивану Васильевичу
не привелось быть на втором съезде партии... тюрьма и ссылка выбили его надолго
из строя. Поднимавшаяся революционная волна выдвигала новых работников, новых
партийных деятелей, а Бабушкин жил в это время на далеком севере, в
Верхоленске, оторванный от партийной жизни. Времени он даром не терял, учился,
готовился к борьбе, занимался с рабочими, товарищами по ссылке, старался сделать
их сознательными социал-демократами и большевиками. В 1905 г. подоспела амнистия,
и Бабушкин двинулся в Россию. Но и в Сибири в это время кипела борьба, и там
нужны были такие люди, как Бабушкин. Он вступил в Иркутский комитет и с головой
ринулся в работу. Приходилось выступать на собраниях, вести
социал-демократическую агитацию и организовывать восстание. В то время, как
Бабушкин с пятью другими товарищами — имена их не дошли до нас — вёз в Читу
большой транспорт оружия в отдельном вагоне, поезд был настигнут карательной
экспедицией Ренненкампфа, и все шестеро, безо всякого суда, были немедленно же
расстреляны на краю вырытой на скорую руку общей могилы. Умерли они, как герои.
Об их смерти рассказали солдаты-очевидцы и железнодорожники, бывшие на этом же поезде.
Бабушкин пал жертвой зверской расправы царского опричника, но, умирая, он знал,
что дело, которому он отдал всю свою жизнь, не умрет, что его будут делать
десятки, сотни тысяч, миллионы других рук, что за это дело будут умирать другие
товарищи-рабочие, что они будут бороться до тех пор, пока не победят...
... народные герои
есть. Это — люди, подобные Бабушкину. Это — люди, которые не год и не два, а
целые 10 лет перед революцией посвятили себя целиком борьбе за освобождение
рабочего класса. Это — люди, которые не растратили себя на бесполезные
террористические предприятия одиночек, а действовали упорно, неуклонно среди
пролетарских масс, помогая развитию их сознания, их организации, их
революционной самодеятельности. Это — люди, которые встали во главе вооружённой
массовой борьбы против царского самодержавия, когда кризис наступил, когда
революция разразилась, когда миллионы и миллионы пришли в движение. Всё, что
отвоёвано было у царского самодержавия, отвоёвано исключительно борьбой масс,
руководимых такими людьми, как Бабушкин.
Без таких людей русский народ остался бы навсегда народом
рабов, народом холопов. С такими людьми русский народ завоюет себе полное
освобождение от всякой эксплуатации...»