(Аврелий Августин, лат.
Aurelius Sanctus Augustinus) [13 ноября 354, Тагаст, Нумидия (ныне Суюк-Ахрас,
близ Аннабы, Алжир) - 28 августа 430, Гиппон Регий, Сев. Африка (также вблизи
совр. Аннабы)], крупнейший представитель латинской патристики, одна из ключевых
фигур в истории европейской философии и теологии.
Биография
Августин происходил из небогатой
провинциальной семьи и в молодости испытал влияние матери-христианки Моники, но
долгое время сохранял религиозную индифферентность. Получив образование в
Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (с 374). Увлечения
большого города не обошли его стороной: с горечью он вспоминает о кутежах,
которыми предавался со своими сверстниками. Беспорядочные связи вскоре
сменились конкубинатом с любимой женщиной, хотя союз их и не был освящен
законом и церковью. В кон. 370-х гг. пережил увлечение манихейством, а в нач.
380-х - скептицизмом. В 383 переехал в Рим, а вскоре получил место ритора в
Милане, где познакомился с епископом Амвросием (Амвросий Медиоланский) и начал
изучать сочинения неоплатоников и послания апостола Павла. Весной 387 принял
крещение. В 388 вернулся в Северную Африку; с 391 - пресвитер, а с 395 вплоть
до смерти - епископ г. Гиппон Регий.
Сочинения и основные этапы
творчества
Многоплановое наследие Августина, одно из
самых значительных в истории патристики (ок. 100 трактатов, несколько сот писем
и проповедей, частью весьма обширных), сравнительно хорошо сохранилось. В
творчестве Августина можно выделить 3 основных периода.
Для 1 периода (386-395) характерны сильное
влияние античной (преим. неоплатонической) догматики, отвлеченная рассудочность
и высокий статус рационального: философские "диалоги" ("Против
академиков", "О порядке", "Монологи", "О
свободном решении" и др.), цикл антиманихейских трактатов и др.
2 период (395-410) отмечен преобладанием
экзегетической и религиозно-церковной проблематики: "О кн. Бытия",
цикл толкований к посланиям апостола Павла, ряд моральных трактатов и "Исповедь",
подводящая первые итоги духовного развития Августина; антиманихейские трактаты
уступают место антидонатистским.