Богатство господствующего класса нашло своё отражение мощной
и повсеместной строительной деятельности царей. Интенсивное строительство,
покрывшее страну храмами и дворцами, было возможно благодаря наличию
многочисленных рабов-военнопленных, а также использованию труда свободного
населения. Однако в Двуречье в отличие от Египта в силу местных природных
условий не существовало каменного строительства, и все здания возводились из
кирпича-сырца.
В отличие от Египта здесь не развился в такой мере
заупокойный культ и не строилось ничего подобного каменным громадам пирамид или
погребальным сооружениям египетской знати. Но, располагая огромными средствами,
архитекторы Шумера и Аккада воздвигали грандиозные ступенчатые храмы-башни
(зиккураты). В архитектуре Двуречья встречаются уже с древнейших времён
колонны, не игравшие, впрочем, большой роли, а также и своды. Довольно рано
появляется приём расчленения стен путём выступов и ниш, а также орнаментации
стен фризами, выполненными в мозаичной технике.
Шумерские ваятели создавали статуи богов и представителей
знати, а также рельефы (например, «Стела коршунов»). Однако если ещё в период
культуры Джемдет-Наср шумерские художники сумели достичь известных успехов в
передаче образа человека, то в период существования ранних городов-государств
господствует грубая схематизация — человек изображается либо неестественно
приземистым, либо в неестественно вытянутых пропорциях, с преувеличенным
размером глаз, носа и т. д. Также и в камнерезном искусстве изображение
подчиняется геометрическим схемам. Ваятели времён династии Аккада далеко
превзошли ранних шумерских ваятелей, сумев, в частности, отобразить живые
существа в движении. Рельефы времени Саргона и особенно времени его внука
Нарамсина поражают своим художественным мастерством. Одним из наиболее
замечательных художественных памятников является стела Нарамсина, посвящённая
победе над горными племенами. В рельефе отображён драматизм боя в условиях
гористой местности, где происходило это сражение.
На большой высоте стояло и прикладное искусство Аккада.
Особенно обращают на себя внимание художественно выполненные изображения
сюжетов из мифов и эпоса, вырезанные на цилиндрических печатях из цветного
камня. Очевидно, художники этого периода не потеряли связи с народным
искусством Двуречья.
Искусство Лагаша времени Гудеа (как, например, в портретных
статуях самого Гудеа из твёрдого камня — диорита) и времени III династии Ура
использовало, несомненно, лучшие образцы искусства Аккада. Однако со времени
III династии Ура в искусстве утверждаются мёртвые, канонические схемы
изображений, преобладают однообразные религиозные сюжеты.
Народы Двуречья создали ряд инструментов — свирель, флейту,
бубен, арфу и т. п. По свидетельству дошедших до нас памятников, эти
инструменты использовались в храмовом культе. На них играли особые жрецы,
выступавшие и в качестве певцов.