Агамемнон, в греческой мифологии сын Атпрея и Аэропы,
предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея
Эгисфом А. и Менелай бежали в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на
Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея.
Агамемнон стал царём
в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и
женился на дочери Тиндарея Клипгеместре. От этого брака Агамемнон имел дочерей
Хрисофемиду, Лаодику (в более поздних источниках её заменяет Электра),
Ифианассу (Ифигению) и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все её бывшие
женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и
наиболее могущественный из греческих царей, был, избран главой всей рати. «Илиада»
изображает Агамемнон, доблестным воином (описание его подвигов даётся в 11-й
кн.), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства
характера Агамемнон являются причиной многих бедствий для греков.
Убив однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому
выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий
флот попутного ветра. Греки не могли выйти из Авлиды, пока Агамемнон не принёс
в жертву богине свою дочь Ифигению, этим фактом греческая традиция (Apollod. epitIII. 21 след.) объясняет
вражду Клитеместры к мужу; в более ранней традиции главный убийца Агамемнон-
Эгисф. Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду,
Агамемнон отказывается вернуть её за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона,
за что бог насылает на греков моровую язву. В ответ на требование Ахилла
вернуть Хрисеиду её отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла Брисеиду, чем вызывает
«гнев Ахилла» (завязка «Илиады», I 8-427). О дальнейшей судьбе Агамемнон повествовали не дошедшие
до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н. э.) и «Орестея» Стесихора.
После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и
Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель; по более древней версии
мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия
Агамемнон обольстить Клитеместру (Horn. Od.
Ill 248-275; IV 524-537). Начиная с
середины 6 в. до н. э. на первое место как убийца Агамемнон выдвигалась сама
Клитеместра, а в качестве места действия назывались как Микены, так и Аргос.
Убийству Агамемнон посвящены трагедии «Агамемнон» Эсхила и Сенеки.
Сказочное богатство
Агамемнон и его выдающееся положение среди греческих вождей. О которых
говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14-12 вв. до н. э. и
их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся
ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что Агамемнон был первоначально
богом-покровителем беотийских и пелопоннесских племён, эти функции с
образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу (могилы Агамемнон показывали
в Амиклах и Микенах). Знаменитый посох-скипетр Агамемнон (Нот. Н. II 100) - рудимент
древнейшего беотийского Агамемнон, который почитался в Херонее в облике древка
или полена.